Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Инновации помогают образованию перейти на новый уровень

УГ - Москва, №7 от 17 февраля 2009. Читать номер
Автор:

В рамках конкретного временного этапа политика округа конкретизируется как переход окружной системы образования на качественно новый уровень обеспечения условий развития образования через реализацию проекта «Строим Школу будущего».

Основные направления деятельности по развитию проекта Школы будущего в нашем округе, с одной стороны, отвечают современным запросам образовательной практики Москвы, а с другой, они определены в результате анализа реальных условий и имеющихся потенциальных возможностей округа.

Развитие базовых элементов проекта «Строим Школу будущего» в Северном округе осуществлялось на базе городских экспериментальных площадок в контексте реализации программы «Столичное образование-4», стратегии развития образования округа и окружной стратегии экспериментальной и инновационной деятельности.

Цель стратегии развития образования округа – обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Информация к сведению

Основные направления реализации стратегии:

– формирование вариативной образовательной среды;

– поддержка и сохранение здоровья детей;

– создание условий для развития и поддержки одаренных детей;

– развитие системы дошкольного образования;

– развитие образовательной среды для особой категории детей;

– формирование поликультурного образовательного пространства;

– консолидация деятельности всех социальных партнеров в направлении совершенствования системы образования в округе;

– интеграция базового и дополнительного образования.

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике (качество образования, его доступность, эффективные условия управления), изменение концептуальных ориентиров в ходе реализации программ экспериментальной работы побуждают к поиску новых подходов к созданию системы методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия.

Решение проблемы разработки системы методического сопровождения в условиях сетевого взаимодействия экспериментальных площадок как модели способствует созданию наиболее благоприятных условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, обновлению содержания работы с образовательными учреждениями, участвующими в экспериментальной и инновационной деятельности и реализации «Стратегии развития проекта Школы будущего в Северном округе».

В рамках обновления содержания образования реализуется программа городской инновационной сети по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования «Пушкинское слово». Деятельность образовательных учреждений направлена на разработку и апробацию образовательных программ и методических рекомендаций по русскому языку, литературе, риторике, ориентирующих на развитие способностей понимания, способностей к созданию собственного художественного высказывания, письменного и устного, способностей воображения и речевого действия.

В рамках городской инновационной сети стал традиционным окружной конкурс учащихся 7-11-х классов «Состязание риторов». Важное место в решении задач обновления содержания образования занимает городская экспериментальная площадка по языковому образованию, научным руководителем которой стала заведующая лабораторией иностранных языков МИОО Г.Корникова.

В рамках реализации программы эксперимента разработаны учебники, методические пособия, отработаны четыре направления изучения иностранного языка: двуязычное направление, последовательное введение двух иностранных языков, билингвальное изучение иностранных языков, интегративное направление, поликультурное направление.

Одним из приоритетных направлений экспериментальной работы образовательных учреждений в Северном округе стала разработка и апробация содержания и организационно-педагогических условий проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении. В процессе реализации программы экспериментальной деятельности разработана и внедрена в практику программа модульных курсов для обучения школьных команд «Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности учащихся». По итогам эксперимента были выпущены окружные сборники «Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности учащихся» и «Системный подход к организации проектной и исследовательской деятельности учащихся». Ежегодно в рамках экспериментальной работы проводится конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий».

Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление в системе экспериментальной и инновационной деятельности округа. Сегодня в САО работают три городские сетевые экспериментальные площадки, решающие задачи разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий: «Использование модели здорового образования в системе образования (детских садов и школ) с созданием преемственности в оздоровительной работе на разных этапах детского онтогенеза» (научный руководитель М.Лазарев, заведующий лабораторией Центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ); «Педагогическое проектирование культуры здоровья как модели образовательного пространства школы» (научный руководитель Н.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья); «Система школьных мониторингов здоровья как составная медико-педагогического инструментария «Единый паспорт здоровья школьника» (научный руководитель Н.Боголюбова, заведующая лабораторией научного центра «Образовательная среда и здоровье школьников» МИОО).

Одно из приоритетных направлений реализации стратегии развития образования округа – формирование вариативной образовательной среды. На формирование вариативной образовательной среды была направлена деятельность образовательных учреждений по разработке модели индивидуального учебного плана для разных видов образовательных учреждений, модели взаимодействия средней и высшей школы в условиях формирования профильного обучения; по созданию системы нравственного и правового образования школьников, по развитию дошкольного образования.

Анализ результатов реализации этого направления позволил определить образовательные ресурсы для развития базовых элементов Школы будущего.

Деятельность экспериментальных площадок способствовала формированию взаимосвязанных вариативных элементов, определяющих качество развития образования в Северном округе.

Мыследеятельностная педагогика стала одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. Она нацелена на формирование теоретического и рефлексивного мышления детей. Участие в разработке инновационного проекта, связанного с содержанием образования, – эпистемотеки как пространства знаний – принесло школе №597 заслуженную победу в конкурсе «Строим Школу будущего».

Направленность полученных изменений – развитие творческого потенциала участников образовательного процесса, проблемного видения решаемых проблем, стимулирование поискового мышления педагогов и обучающихся.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту