search
main
0

Инновации на основе лучших традиций

Ленинградская область одной из первых вошла в число регионов, в которых отрабатывались новые образовательные стандарты. Дополнительная нагрузка такого рода всегда многому учит, заставляет быстрее совершенствоваться, расти. Развитие информатизации, создание единого информационно-управленческого пространства системы образования области – от электронного ученического дневника до отчета о расходовании школой финансовых средств – позволяет вести постоянные диалоги «всех со всеми», обеспечивает прозрачность многих процессов, которые прежде невозможно было отслеживать. Постоянный мониторинг качества и вдумчивый анализ результатов становятся постепенно неотъемлемой частью школьной жизни. Все это и стало предметом для разговора с председателем Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, доктором педагогических наук, профессором Сергеем ТАРАСОВЫМ.

– Сергей Валентинович, концепция развития образования, над которой вы работали вместе с сотрудниками ЛОИРО, носит название «Развитие образовательной среды Ленинградской области». Не системы образования, что было бы естественно, а среды. Что имелось в виду? Совокупность дисциплин, специальностей, на которые есть спрос в регионе, возможности выбора профессий?- Не только, хотя это тоже важно. Среда – понятие сложное, разноуровневое. Все учебные заведения, вместе взятые, только часть этой среды. Экономика области развивается сейчас во многих направлениях. Строительство мощных портовых сооружений, крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, второй очереди атомной станции в Сосновом Бору, магистральных трубопроводов и других объектов определяет многопрофильный социальный заказ, который мы должны обеспечивать в обязательном порядке. Но главное сейчас не только в точности набора специальностей и количестве выпускников, а в качестве образования. Требования, которые предъявляются новыми стандартами, заставляют пересматривать самые основные представления. Чем отличается, например, обученность от образованности и какова тут роль образовательного учреждения? Если человек учится только для того, чтобы успешно вписаться в социум и начать хорошо зарабатывать, – это одно. Получив диплом, он больше не будет учиться, если это не потребуется для повышения разряда и заработка. А если его привлекает сам процесс познания, самосовершенствования, значит, можно говорить о его образовании. Такой человек не останавливается после окончания учебного заведения, продолжает развиваться. Используя разные возможности, осваивает новые виды деятельности, легко переучивается, хорошо ориентируется в постоянно меняющемся мире. Так вот, обученность достигается с помощью специальных, хорошо отработанных в педагогической теории и практике методик. С образованием дело обстоит сложнее. Если учесть, что человек растет в семье, в кругу друзей и знакомых, смотрит телевизор, пользуется Интернетом, занимается в каких-то кружках и секциях, то следует признать, что образованность его зависит не только от школы и учителей, но от всех этих обстоятельств. От ближайшего окружения, от тех возможностей, которые ему предоставлены для выбора занятий, пробы сил, а порой – от случайных впечатлений, способных сильно повлиять на ребенка. Это если отвечать вкратце и без научных формулировок. – Но среда в таком широком понимании – стихия, повлиять на которую практически невозможно? – Почему же? Очень даже возможно, если все обстоятельства жизни человека рассматривать в комплексе, с точки зрения возможностей его развития, повышения качества жизни. Все эти представления уже становятся общепринятыми. Сейчас мы можем без преувеличения сказать, что в Ленинградской области рассматривают систему образования как главный ресурс развития региона. Наращивание производственных мощностей, улучшение инфраструктуры, социальных условий впрямую зависят от того, какой человек придет завтра на смену старым мастерам, от эффективности работы учебных заведений всех уровней – от детского сада до университета. Прошлый год стал стартовым для новых направлений, проектов и программ. Уже приняты «Приоритетные направления системы образования Ленинградской области на 2011-2015 годы», «Развитие системы дошкольного образования на 2011-2013 годы», «Дети Ленинградской области» на 2011-2013 годы. В результате каждый ребенок, все условия, в которых он растет и развивается, должны быть в фокусе общего внимания. Прежде всего будет продолжено строительство. В прошлом году построено 2 новых детских сада и 4 школы. Это учреждения, отвечающие новейшим требованиям. В школах предусмотрены пандусы и подъемники, лифты для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2011 году в рамках реализации долгосрочных целевых программ вводится еще 8 объектов образования. – Но, судя по цифрам, 6 возвращенных зданий детских садов и строительство двух новых полностью проблему не решили. В дошкольных учреждениях воспитываются 73 процента малышей. – А подготовка к школе организована сейчас для всех желающих. На базе 51 школы созданы дошкольные отделения, работают 169 групп временного пребывания детей. Мы стараемся поддерживать частные детские сады и родителей, которые создают центры семейного воспитания. Принятые программы, о которых я говорил, помогают консолидировать деятельность региональной и муниципальных властей, негосударственных структур. Поэтому есть основания надеяться, что потребность в дошкольном воспитании и образовании будет удовлетворена полностью. – Такая программа наверняка разработана и для системы профтехобразования? Модернизация производства, как известно, требует соответственно подготовленных рабочих? – Она называется «Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2012 годы». Кроме того, подготовлена ведомственная целевая программа, направленная на укрепление материально-технической базы. По поручению губернатора разработано Положение о базовом предприятии. Понятно, что сейчас обучать грамотного рабочего, который придет на производство завтрашнего дня, без участия предприятий просто невозможно. У нас прошли рабочие встречи со всеми заинтересованными руководителями производств. Надо сказать, что откликнулись они очень активно. Согласились принять участие и в профориентационной работе со старшеклассниками. А вводные занятия в колледжах и на предприятиях будущим рабочим, как правило, проводят директора, главные инженеры – первые лица производства – рассказывают о перспективах развития отрасли, о возможном профессиональном росте, об условиях работы. Такие встречи позволяют ребятам увидеть смысл и цели своего обучения, познакомиться с людьми, которые прошли когда-то такой же путь и достигли реального успеха. В области принято решение выделять на производстве места для практикантов и квотировать рабочие места для выпускников. В результате сейчас занятость выпускников приближается к ста процентам, а если точно – 98,7 процента. В этом тоже заинтересованы обе стороны. Например, подготовку сварщиков для АЭС в Сосновом Бору почти полностью взяли на себя атомщики. Это очень тонкая работа, там есть своя специфика, и понятно, какие рабочие места займут потом эти специалисты. Тесно связаны со своими наставниками будущие судостроители, специалисты по разведению рыбы, аграрии – примеров много. И когда наставники видят, с каким интересом учатся ребята, они сами находят резервы, для того чтобы помочь учебным заведениям в модернизации оборудования, стимулировании преподавателей. Для повышения качества обучения мы создаем ресурсные центры подготовки кадров по укрупненным группам профессий. Они работают на базе тех учреждений профессионального образования, где есть общежития, хорошие мастерские и лаборатории, сильный преподавательский состав. Нынешний год будет для нас годом перехода на обучение по программам, соответствующим стандартам второго поколения. – Переход на обучение в соответствии с новыми стандартами уже состоялся в начальной школе. Много проблем возникло? – По новым стандартам работали 86 школ из 17 территорий – 9,8 процента первоклассников. Основательную переподготовку прошли учителя, руководители, мы многое обсуждали с родителями. Проблемной остается, пожалуй, вторая половина дня. Будем решать ее с помощью учреждений дополнительного образования. Им приходится пересматривать свои программы, приводить их в соответствие с требованиями новой школы. – Такое объединение может изменить к лучшему атмосферу в школе, привнести элементы свободного творчества? В системе дополнительного образования всегда было немало интересных людей! – В определенной мере – да. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», переход на новые стандарты заставляют очень внимательно отнестись к тем кадровым ресурсам, которыми мы располагаем. «Новая школа» начинается не с нуля! Без опоры на традиции, без опыта талантливых, творческих педагогов ничего построить невозможно. Но к сожалению, опыт прежних лет кроме замечательных традиций содержит и определенные стереотипы, которые довольно трудно преодолевать. – Вы уже столкнулись с этим? – Сталкиваемся постоянно. И не только в педагогической, но и в родительской среде. А прежде всего – в среде руководителей. – И что делать? Просвещать, уговаривать, убеждать? – Это не всегда помогает. Очень эффективным оказался инновационный конкурс, который мы провели в 2010 году, «Лучшая программа развития образовательного учреждения». Он позволил создать резерв руководителей, который нам остро необходим. – А где взять учителя, который готов занять партнерскую позицию: не передавать знания, а помогать ребенку добывать их самостоятельно, как этого требуют новые стандарты? – С учителями легче. Среди них тоже, естественно, есть люди разные. Но многие готовы переучиваться, пересматривать свой опыт, менять стиль мышления. Кто любит детей, тому приятнее включаться в общую с ними творческую деятельность, чем втолковывать ответы на незаданные вопросы. Но есть трудности объективного характера. Мировосприятие молодых поколений более изменчиво, гибко, чем у взрослых. Школе очень нужны молодые специалисты, близкие детям хотя бы по возрасту. Повторю, что опыт мастеров при этом чрезвычайно важен, мы стараемся восстанавливать сейчас традиции наставничества. – Но у вас половина всех школ сельские. Молодые специалисты соглашаются жить в селе? – Соглашаются. В последние годы в некоторых районах области удалось создать такие условия труда и быта, которые вполне устраивают молодых. Это и современные школьные здания, которые строит регион, как я уже говорил, с учетом всех требований, предъявляемых стандартами второго поколения, и переход на новые программы и новые формы обучения, и жилье для педагогов. Благодаря целенаправленной кадровой политике правительства Ленинградской области за предыдущие три года к педагогической деятельности приступил 741 молодой специалист. В этом году – еще 255. Мы рады такому притоку молодых сил и поддерживаем их – это единовременное пособие 15 тысяч рублей при устройстве на работу, а также выплаты в сумме 56,5 тысячи рублей в течение 3 лет ежегодно при условии работы в данном учреждении. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 февраля 2010 года в Ленинградской области реализуется программа поддержки перспективных выпускников: 7 лучших выпускников высших учебных заведений пришли на работу в сельские школы 4 муниципальных образований Ленинградской области, все обеспечены жильем. В течение двух лет им будет выплачен грант в размере 500 тысяч рублей. – Важно еще, чтобы постоянно был востребован творческий потенциал, чтобы сияли глаза и хотелось работать! Что вдохновляет учителя в сельской школе? – Как показывают исследования, для творческой успешности человека важна прежде всего мотивация, нацеленность на самореализацию, успех. Поэтому большое значение мы придаем смотрам, конкурсам, фестивалям, на которых выявляются наиболее талантливые, творческие люди. Победители и лауреаты обязательно получают у нас и общественное признание, и существенную материальную поддержку. В прошлом году, например, в конкурсе лучших учителей принимали участие 147 человек. Девять победителей получили премии по 200 тысяч рублей, а 47 лауреатов – по 25 тысяч. В 2010 году, в Год учителя, учреждено звание «Почетный учитель Ленинградской области», которое тоже приносит и денежное вознаграждение, и повышающий коэффициент к зарплате. Учителям, преподавателям, удостоенным этого звания, выплачивается единовременная премия в размере 50 тысяч рублей и устанавливается повышающий коэффициент к тарифной ставке (окладу) в размере 20 процентов. Замечательным источником вдохновения можно считать уникальную историю и культурный потенциал региона. Это отдельная тема, на которую можно говорить бесконечно. Ленинградская земля сыграла особую роль в истории Отечества. Здесь, в Старой Ладоге, зарождалась наша государственность. На территории области широко представлены все основные вехи развития государства Российского. Для педагога, который готов заняться вместе с детьми изучением истории края, тут открываются неисчерпаемые возможности. Результатом такой работы стало возрождение историко-культурных традиций, трудового воспитания, изучение истории своего рода, семьи и построение на этой основе части учебного процесса. Рождественская аграрная школа, Сельцовская аграрная школа, Вартемяжская природная школа, школа здоровья в поселке Котельский могут служить в этом отношении примером. И еще один неисчерпаемый ресурс воспитания – судьбы людей, среди которых растут дети. Особенно важно знакомить ребят с жизненной дорогой хороших специалистов, ученых, военных, успешных предпринимателей, которые на собственном примере могут показать, каких успехов добивается человек. Таким образом, мы возвращаемся к вопросу об образовательной среде, на которую, как мы видим, можно не только влиять, но и всячески обогащать ее, привлекая в эту среду все новые и новые компоненты. – Спасибо, Сергей Валентинович.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте