search
main
0

Инкубатор для юных предпринимателей создать несложно. Было бы желание

К предпринимательству, организации собственного дела, по экспертным оценкам, в настоящее время стремятся около 10% специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства. И большинство из них – молодежь. У современных молодых предпринимателей сегодня иные проблемы, чем у бизнесменов старшего поколения. Прибыльный бизнес становится для начинающих все менее доступным из-за монополизации и криминогенности, мешают чиновничий произвол и вымогательство.

СтатфактШестой Всероссийский бизнес-фестиваль учащейся молодежи прошел в конце июля – начале августа в Анапе. Для делового общения здесь встретились учащиеся и студенты из Москвы, Костромы, Волгограда, Самары и других городов. Первое место было присуждено самарскому бизнес-клубу «Ренессанс». Он представил проект молодежной курьерской службы. Ребята – члены клуба – заключили договор с почтой, разрекламировали свои услуги и по-настоящему работали – разносили газеты и письма, распространяли рекламные проспекты, продавали таксофонные карточки. По-настоящему и заработали, правда, немного.

Вырастить интеллектуалов

Причем все это на фоне отсутствия у молодых людей знаний основ предпринимательской деятельности, недостаточного внимания со стороны руководящих органов, отсутствия у молодежи средств на оплату бизнес-образования и т.д.

Между тем предпринимательство – это разумная деятельность человека, способствующая не только личному, но и общественному процветанию. В результате обучения должны быть сформированы знания, умения и навыки, а также стремление к полезности, направленности труда на общественное благо. То есть личное через общественное, а не общественное через личное, как мы предполагали до недавнего времени и на что были направлены наши педагогические усилия.

Цель образования на современном этапе, как следует из Закона «Об образовании», – развитие всех способностей ученика. Это перспектива, и к ней мы должны стремиться. Но достижение этой цели возможно лишь при материально-финансовом и кадровом обеспечении образовательного процесса. Если же рассматривать, как принято говорить, древо целей, то здесь на первом месте практически во всех странах мира воспитание интеллектуального потенциала ученика.

Как известно, в США конгресс ежегодно готовит доклад президенту об уровне развития интеллектуального потенциала нации по показателям уровня развития интеллекта у учащихся различных ступеней образования. Учитывая этот показатель, президент решает проблемы, связанные с приоритетами развития различных отраслей хозяйства страны. Воспитание интеллектуального потенциала, безусловно, и среди приоритетов бизнес-образования, что еще раз подтверждает его значимость и необходимость не только для экономического развития страны.

Время – не проблема

Для получения бизнес-образования в рамках существующей образовательной системы необходимо дополнительное учебное время. Но эта проблема решаема.

Например, в системе среднего профессионального образования в соответствии с образовательными стандартами учебным планом предусмотрено около 70 часов на освоение учебных предметов по выбору, есть 10 часов резервного времени образовательного учреждения, есть время консультаций. И огромный набор вариантов использования различных методов обучения. Подготовка студентов к предпринимательской деятельности непосредственно во время учебы повысит престиж образовательного учреждения и конкурентоспособность его выпускников. В конечном счете о качестве образования сегодня судят по тому, насколько выпускники образовательных учреждений востребованы работодателями.

Все разрешено

Как правило, проблемы бизнес-образования успешнее решают образовательные учреждения, которые ведут самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.

Федеральной концепцией развития образования предусмотрены следующие основные формы привлечения внебюджетных средств:

Ц дополнительные образовательные услуги, оказываемые на договорной основе, не входящие в государственные образовательные стандарты;

Ц подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала сверх государственного заказа по договорам с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями и организациями всех форм собственности, другими юридическими и физическими лицами;

Ц научно-исследовательская, производственная, консалтинговая, сертификационная деятельность, оказание экспертных, информационных и других услуг в условиях, гарантирующих направление полученных средств в полном объеме на развитие учебно-научно-воспитательного процесса;

Ц формирование эффективной и доходной системы обучения иностранных студентов, аспирантов и стажеров;

Ц поэтапный переход к платному пользованию объектами социальной инфраструктуры учебных заведений;

Ц создание системы вторичной занятости обучающихся в масштабах образовательного учреждения, муниципалитета, региона;

Ц введение социального образовательного кредита как средства повышения социальной поддержки и платежеспособного спроса обучающихся;

Ц использование различных форм самообеспечения образовательных учреждений и их объединений путем развития малого предпринимательства с целью как снижения затрат на их оснащение и содержание, так и решения проблем занятости молодежи;

Ц создание условий для эффективного использования образовательными учреждениями находящихся в их распоряжении или собственности основных фондов и земельных участков, развитие в рамках, устанавливаемых договорами с учредителем, их использования в коммерческих целях;

Ц решение на законодательном уровне вопроса участия негосударственных предприятий и организаций, физических лиц в учредительстве образовательных учреждений при гарантиях сохранения их целостности и профиля деятельности.

В документе предусмотрены и общесистемные организационно-экономические меры, направленные на повышение эффективности функционирования образовательных учреждений как субъектов финансово-хозяйственной деятельности:

формирование баз данных по номенклатуре, качеству и стоимости образовательных услуг, доступных населению, государственным, отраслевым и региональным службам управления трудовыми ресурсами, предприятиям и организациям, зарубежным партнерам;

создание общегосударственной, региональных и вузовских структур, обеспечивающих изучение спроса на рынке образовательных услуг и труда;

организация региональных, муниципальных и учрежденческих фондов развития (поддержки) образования, использование для их формирования механизмов кредитования, в том числе под залог земли и имущества, образовательных займов, вкладов, лотерей, страхования для продолжения образования;

привлечение учебными заведениями внебюджетных средств на строительство новых, расширение и реконструкцию действующих объектов системы образования; консолидация средств различных бюджетов на развитие материальной базы ведущих учреждений образования или объектов, имеющих высокую социальную значимость;

использование конкурсной системы при выборе подрядчиков на строительство и проведение ремонтных работ;

создание системы государственной поддержки международной деятельности образовательных учреждений, обеспечение их представительства на мировом рынке образовательных услуг, содействие в привлечении финансовых и иных ресурсов зарубежных организаций и фирм, а также в получении доходов от внешнеэкономической деятельности;

проведение апробирования принципа «деньги следуют за обучающимися» через использование именного финансового документа в системе специального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов;

развитие негосударственных образовательных учреждений.

Открыть свой банк или интернет-кафе?

В учреждениях различного профиля и уровня образования бизнес-деятельность учащихся организовывают по-разному. И часто она неотделима от предпринимательской деятельности самих учреждений системы профессионального образования.

Если иметь в виду аренду помещений, то она не всегда связана с учебным процессом. Не оправдала себя и надежда на инвестиции в образование от заинтересованных организаций.

Очевидно, что предпринимательская деятельность профессиональных образовательных учреждений более успешна в легкой, пищевой промышленности, в сфере сервиса и в связи с этим в организации мини-производств. Одни образовательные учреждения сумели по договоренности предоставить студентам работу на производстве. Другие организовывают малые предприятия, открывают ученические магазины, столовые, кафе, парикмахерские, ателье и даже ученические банки, мини-фирмы и т.д.

Да, образовательные учреждения могут работать и в банковском бизнесе. Хотя для них он, как и везде, связан с риском. Они имеют возможность участвовать в операциях с ценными бумагами, играть на процентных ставках по вкладам и др., хотя эта деятельность, к сожалению, облагается налогом. Есть возможность использовать инвестиции или краткосрочные займы, например, на проведение выставки-продажи или большой конференции, организованной на базе колледжа с оплатой участниками занимаемой площади. Часть прибыли от этих мероприятий также может быть зачислена в фонд образовательного учреждения.

Наконец, образовательное учреждение может выступать посредником: брать на себя обязательства по приобретению сырья, материалов, производить расчет затрат или предстоящего объема работ, услуг по транспортировке, обеспечению тарой и др.

Естественно, что все работы по организации бизнеса в образовательных учреждениях связаны с профилем подготовки специалистов. Если это кулинарное направление, то можно открыть столовую, а если это колледж, подготавливающий специалистов для тяжелого машиностроения, то здесь возможно участие студентов в работе предприятия или выполнение несложных работ конструкторского отдела, что может оказаться полезным при написании дипломных работ.

Бизнес-фестиваль подскажет

Огромный интерес всегда вызывают бизнес-фестивали в Анапе, которые регулярно проводятся Министерством образования. Там делятся опытом работы бизнес-школ, бизнес-инкубаторов, консультационных пунктов по организации бизнеса. Очевидно, что вариантов бизнес-образования много. Необходимо лишь желание его организовать.

Например, профессиональный колледж экономики и управления Москвы оказывает платную услугу, которая называется «Планирование карьеры». Каждый ученик старшей группы может за незначительную плату подобрать по интернету фирму или предприятие, где требуется сотрудник его специальности и уровня подготовки. Если выбранная им фирма требует каких-либо дополнительных знаний, то не исключено, что их можно будет получить здесь же, в своем образовательном учреждении.

В этом же колледже выпускницы по специальностям менеджер, коммерсант и бухгалтер, изучив рынок услуг своего района, объединились и создали свое предприятие. Они начинали работать еще во время учебы, а теперь трудятся самостоятельно.

Показателен и опыт организации бизнеса и бизнес-образования в Чувашии. Здесь разработана Республиканская программа сбалансированной потребности экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г. В 2003-2005 гг. на нее будет выделено почти 102 млн. рублей, а на следующие 4 года вдвое больше. Успешно работают ЗАО Учебно-деловой центр «Морозовский проект», ЗАО «Чувашское агентство по развитию предпринимательства и ремесел», Чувашская ассоциация развития малого предпринимательства и др.

Учебно-деловой центр специализируется на бизнес-образовании по четырем направлениям. Одно из них – подготовка и переподготовка предпринимателей из специалистов, имеющих высшее образование. Второе направление – обучение основам бизнеса всех желающих без ограничения по уровню образования. Третье – подготовка специалистов предприятий для предпринимательской деятельности с учетом специфики производства. И еще дистанционное бизнес-образование и на этой основе расширение международных контактов.

Сейчас во многих образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой кадров для промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, успешно обучают и иным специальностям, в основном коммерческого профиля (№ 0108 «Коммерческая деятельность», № 0109 «Банковское дело», № 0112 «Маркетинг», № 0113 «Аудиторство», № 0102 «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности»). В качестве примера можно привести перепрофилирование Нижневартовского высшего педагогического училища на подготовку специалистов среднего звена по специальностям «Коммерческая деятельность», «Банковское дело», «Менеджмент».

Академией менеджмента и рынка (АМИР) разработаны учебные планы и программы по специальностям «Спортивный менеджмент», «Менеджмент в здравоохранении», «Страховая медицина», «Предпринимательство в сфере услуг» и др.

Разнообразие поможет выжить

Такое разнообразие специальностей, форм и методов обучения учащихся, тенденция подготовки специалистов разноуровневого и разнопрофильного направлений в одном объединенном образовательном учреждении связаны с изменением форм конкуренции в экономике и наблюдаются практически во всех странах мира. Раньше конкуренция заключалась в основном в соревновании по цене и качеству, а в новых условиях – это конкуренция по скорости изменения моделей продукции. Границы между отдельными отраслями размыты, и нет прогноза их развития. Чтобы выжить в этих условиях, необходимо иметь работников, создающих и реализующих новые технологии, способных к новому видению проблем, готовых приспосабливаться к меняющейся ситуации.

Несмотря на расширение профиля подготовки специалистов, от них все чаще требуют приумножения знаний в той или иной области. Причем и обучение узкопрофильных специалистов не уходит с повестки дня, поскольку только они могут реализовать новые идеи, которые обеспечивают конкурентоспособность выпускаемого продукта.

Проанализировав деятельность средних профессиональных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что гибкость образовательных структур обеспечивается за счет:

а) многофункциональности профессиональных образовательных учреждений, сочетающих в себе функции подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов и осуществления дополнительного образования в разных его вариантах, в том числе и таких, как коммерческая деятельность;

б) многоуровневости образования – введения наряду с традиционным повышенного уровня среднего профессионального образования, а также создания различных объединений образовательных учреждений – комплексов как профессионального, так и общего образования (лицей – колледж, общеобразовательная школа – колледж – вуз и др.);

в) многоступенчатости подготовки кадров – последовательного освоения все более сложных профессий на основании профотбора и учета интересов и склонностей учащихся;

г) возможности быстро менять содержание образования в зависимости от складывающегося спроса на специалистов.

Сегодня значительная часть молодежи остается без работы. Среди незанятых более всего юношей и девушек с низким социальным статусом и без профессионального образования. Вместе с тем именно среди предпринимателей высок удельный вес молодых. Это свидетельствует о том, что не уменьшается интерес молодежи к предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, требует от них знаний и опыта.

Организацией бизнес-образования много занимаются и вузы, которые обучают предпринимательской деятельности людей различных возрастных категорий и уровней образования. Так, ученые Института управления и экономики разработали систему довузовского «воспитания» специалиста, которая начинается с дошкольного учебного заведения, затем гимназия, лицей в дополнение к существующему колледжу, малому факультету, подготовительным курсам.

В дошкольных образовательных учреждениях проводится психологическое тестирование, которое выявляет профессиональные склонности детей, создаются подготовительные группы. Дальнейшее обучение в начальных классах школы ориентировано на специальности вуза или колледжа. Следующая ступень – подготовка специалистов в вузе, затем получение государственного свидетельства об углубленном изучении экономики, менеджмента, права и психологии, которые необходимы для организации предпринимательской деятельности любого направления.

Такое слияние образовательных учреждений разного уровня характерно для образовательных комплексов. Они могут решить проблему разноуровневой подготовки за счет естественного отбора обучающихся по ступеням образования, согласованного с возможностями и желанием будущего специалиста.

Формирование образовательных комплексов обеспечивает единый подход к организации обучения в образовательных учреждениях различного уровня, а также в реализации образовательных стандартов среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования при условии интеграции учебных планов и программ. Характерная особенность образовательных комплексов, отличающая их от всех других форм объединения профессиональных образовательных учреждений, -это единая система управления, планирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Сегодня продолжается процесс децентрализации управления образованием с передачей части функций управления в регионы. Поэтому необходимо действовать согласованно во всем, что касается развития образовательных комплексов. Создание их несколькими учредителями (как правило, федеральными министерствами и органами управления образованием субъектов Российской Федерации) имеет большое значение для развития системы профессионального образования.

Элеонора КАЙНОВА, профессор Института проблем развития среднего профессионального образования, член-корреспондент АПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте