Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском новых инновационных направлений, обеспечивающих конкурентоспособность учреждения.
В 2008 году на базе детского сада компенсирующего вида №1266 были открыты современные формы дошкольного образования: структурное подразделение лекотека и группа кратковременного пребывания для детей, имеющих особый статус. В настоящее время детский сад №1266 вошел в состав образовательного комплекса №240 с углубленным изучением экономики. Это дает возможность для реализации Закона «Об образовании в РФ», повышения качества образования и выполнения федеральных государственных образовательных стандартов, ведь процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходим, актуален и значим не только для семей, воспитывающих таких детей, но и для всего общества, для нас с вами.Наша совместная цель теперь уже в рамках образовательного комплекса – это гармонизация детско-родительских взаимоотношений; сокращение социальной изоляции семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии в домашних условиях. В нашем структурном подразделении благодаря управленческим решениям директора Галины Заводовой сохранена группа психолого-педагогического сопровождения ребенка, по-прежнему с нашими детьми работают специалисты, деятельность которых позволяет наиболее полно осуществлять профессиональную помощь детям с ОВЗ в таких направлениях, как организация психолого-педагогической поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.Работа службы предусматривает индивидуальные, подгрупповые занятия, консультации. В программу индивидуальных занятий включен комплекс мероприятий по адаптации детей с тяжелыми формами нарушений психологической деятельности (ДЦП, аутизм).В детском саду осуществляют включение детей-инвалидов в инклюзивную группу на основе индивидуальных особенностей ребенка, так как не каждый ребенок готов к активному взаимодействию. Некоторым детям требуются индивидуальная квалифицированная помощь специалистов и специальные условия для развития и образования.Реализация инклюзивного образования и воспитания способствует установлению между детьми более тесных взаимоотношений и формированию нравственных ориентиров. В группах инклюзивной направленности создают оптимальные условия для социального развития и опыта детей, что дает им возможность не только почувствовать себя полноценными членами общества, но и самим проявлять сочувствие, оказывать помощь. В последние годы в структурном подразделении №2 школы №240 получили квалифицированную психолого-медико-педагогическую помощь более 50 детей-инвалидов. Наши дети имеют возможность пребывания в возрастных группах с гостевыми визитами до 3 часов в сопровождении специалиста. 8 детей-инвалидов посещают группы 12-часового пребывания.Начальным звеном в цепи инклюзивного образования все эти годы была лекотека. Одной из главных задач для нас на этом этапе было установление взаимодействия с родителями. Очень важно, чтобы родители активно сотрудничали с педагогами и специалистами, с которыми они знакомятся во время первого посещения. По результатам наблюдений и различных диагностик специалисты совместно с родителями составляют индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка. Здесь очень важно всем работать в тесном взаимодействии, и прежде всего с соблюдением интересов ребенка. Только профессионально реализованный индивидуально-личностный подход в обучении и развитии ребенка дает возможность идти навстречу миру с доверием и уверенностью в успешной социализации особых детей. При составлении индивидуального образовательного маршрута предусмотрена возможность для ребенка посещать массовую группу с гостевыми визитами, кратковременные совместные мероприятия, праздники. На следующем этапе при успешности выполнения образовательного маршрута, положительной динамике социальной адаптации и по решению ПМП-консилиума структурного подразделения №2 школы №240, а также с обязательного согласия родителей дают рекомендации для посещения группы кратковременного, а затем и 12-часового пребывания детей. Важный этап инклюзивного образования – принятие и понимание семьями значимости получения опыта взаимодействия с детьми-инвалидами. Реализуя это направление инклюзивного образования, мы проводим консультации, анкетирование, разрабатываем рекомендации.Воспитатели работают в тесном контакте со специалистами и осуществляют не только общие направления коррекционной работы, но и организацию взаимодействия детей в группах как равных партнеров. Образование и воспитание детей в детском саду ведут по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, М.Васильевой и др. В процессе обучения предусмотрена вариативность выполнения задания по уровню сложности для всех детей.Главный принцип нашей работы – ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Ведь все люди нуждаются друг в друге, и ребенок с особыми образовательными потребностями обладает уникальными для каждого человека возможностями, которые нужно развивать, ценить и уважать. Мы очень рады, что наши воспитанники продолжают обучение в начальной школе образовательного комплекса №240 и у нас есть возможность наблюдать за их дальнейшим развитием.Педагоги структурного подразделения №2 всегда открыты к сотрудничеству и диалогу, чтобы сделать более комфортным и успешным прохождение ребенка по своему индивидуальному маршруту развития.Т.САЙГАНОВА, заместитель директора по дошкольному образованию, руководитель структурного подразделения №2 школы №240
Комментарии