Предпосылкой для успешного осуществления инклюзии детей с нарушениями развития в социум служит комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика каждого ребенка с последующей выработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации. Комплексность подхода обеспечивается наличием команды специалистов, работающих с детьми.
Для успешного решения задачи наращивания ребенком личностного, познавательного и социального потенциала необходимы долгие напряженные усилия большого числа специалистов различных профилей: дефектологов, логопедов, психологов, нейропсихологов, учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачей. В учреждениях созданы команды специалистов разных профилей, которые осуществляют единое и системное воздействие, вырабатывают совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне его ближайшего развития.В ходе абилитационно-адаптационного процесса используют различные формы занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые). Режимные моменты жизни в учреждении (свободная игра, прогулка) дети проживают вместе. На занятиях/уроках наряду с ведущим взрослым задействован сопровождающий взрослый, это может быть тьютор (в зависимости от состава группы), осуществляющий поддержку детей, испытывающих те или иные трудности. В его задачи входит ненавязчивое и деликатное осуществление этой поддержки без отвлечения внимания детей от ведущего педагога. При этом роль ведущего педагога и педагога поддержки часто меняется в зависимости от типа проводимого занятия или урока, а иногда и по ходу учебного процесса.При подборе средств и форм работы с детьми учитывают, с одной стороны, их коррекционно-терапевтическую направленность, а с другой – направленность занятий или уроков на постоянное творчество детей, пробуждение их собственной активности. Пи этом широко используют различные формы арт-терапии: музыкотерапия, терапия движением, терапия художественным творчеством, игротерапия. Цель всех занятий с ребенком – увеличение его социальной активности, накопление им положительного опыта межличностного общения, толерантности.Вся работа специалистов системы инклюзивного образования направлена на решение основной задачи – помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности.Работа с родителями направлена на повышение их психолого-педагогической культуры, формирование потребности в получении психолого-педагогических знаний и их практическое применение, желание использовать их в работе с ребенком, снижение переживаний, связанных с психологической травмой от рождения «особого» ребенка, нормализацию семейных и микросоциальных отношений.Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе с детьми. В учреждениях разработаны разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей: оказание разовой помощи; вовлечение родителей в процесс проведения занятий и уроков; родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе, помогают определять основные направления работы в группе, участвуют в обсуждении различных вопросов. Формы работы с родителями включают в себя тренинги и развивающие занятия, тематические родительские и педагогические собрания по актуальной тематике, индивидуальные и групповые консультации, семейно ориентированная психотерапия, детско-родительские группы. Родителей стараются включить как активных участников в каждый этап педагогического процесса. Родители посещают различные мероприятия в образовательных учреждениях, вступают в постоянный диалог с педагогами, знакомятся с особенностями современного воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, участвуют в работе круглых столов, деятельности родительского актива, поддерживают творческие начинания детей, опираясь на их личностные особенности, активно включаются в детские проекты, принимают помощь педагогов, методистов, психологов в изучении личности своего ребенка, в выявлении его индивидуальных способностей и задатков. Для семей воспитанников проводят регулярные выезды на природу, экскурсии.Команда психологов, работая с родителями, прививает им навыки социального наблюдения (навыки диагностики), обучает принципам психолого-педагогической теории и применению их в воспитании детей, учит создавать определенную оценочную программу для решения проблем в воспитании и развитии ребенка, старается создать условия для общения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья с родителями нормально развивающихся детей для формирования толерантного восприятия детей с проблемами в развитии.Огромное значение имеет и регулярное общение между собой родителей, у которых в семье растут дети с ограниченными возможностями здоровья. Они делятся опытом, получают ответы на конкретные вопросы от тех, кто сталкивается постоянно с проблемами в социализации своих детей, что помогает избежать возможных ошибок и трудностей в своей родительской деятельности. В непосредственном общении с другими родителями получают ценную практическую информацию, пополняют свой психолого-педагогический опыт в воспитании детей. Возможность представлять свои достижения и творческие находки, обсуждать их с единомышленниками, получать оценку своей деятельности со стороны компетентных специалистов стимулирует творчество родителей, способствует повышению их мотивации, дает силы, окрыляет их.В общении с другими родителями ресурсный фактор не только возможность поделиться своими успехами, но и возможность рассказать о своих трудностях и неудачах, обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются. Как показывает практика, при организации таких встреч поддерживающим фактором оказывается понимание того, что сложности, с которыми сталкивается любой родитель ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не только их проблема, обусловленная сложностями в развитии своего ребенка, некомпетентностью родителей, многие родители испытывают те же трудности и успешно их преодолевают. Групповые формы работы дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, взглянуть на свою семью с иной точки зрения.В случае возникновения различных трудностей родители не остаются один на один со своими нерешаемыми проблемами. Специалисты не только консультируют родителей по сложностям их семейной ситуации (как правило, сильно искажающейся при появлении в семье ребенка с проблемами развития) и взаимоотношений с ребенком, но и помогают педагогам и другим специалистам налаживать с родителями отношения, способствующие решению основных проблем их ребенка.Повышение профессиональной подготовки педагогов системы инклюзивного образования направлено на решение общих задач повышения их профессионального уровня: развитие профессиональной компетентности, умения самостоятельно организовывать работу в системе инклюзивного образования; содействие профессиональному совершенствованию педагогов через ознакомление и обучение новым технологиям, формам, методам работы; распространение передового опыта педагогов, развитие системы взаимодействия в профессиональном сообществе; личностная поддержка педагогов как профилактика возникновения профессиональных дисфункций.Работа с педагогическим коллективом осуществляется по таким направлениям, как:- методическое и практическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов. Реализация данного направления деятельности осуществляется главным образом через обучающую деятельность в различных формах: семинарах, семинарах-практикумах, консультациях. Общеизвестно, что самостоятельное изучение специализированной литературы не всегда дает педагогу возможность учесть все особенности использования тех или иных методов и овладеть практическими навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Серьезную методическую помощь в решении этого вопроса оказывают знающие специалисты-практики, способные передать собственные знания и опыт, предложить те или иные формы овладения практическими умениями. Для педагогических коллективов осуществляется система мероприятий по повышению профессиональных знаний и по обмену опытом коррекционно-развивающей работы. Это тематические лектории, супервизии, клуб профессиональной поддержки, семинары, ролевые игры, творческие мастерские, тренинги, методические выставки, проблемные группы. Эта система мероприятий способствует самореализации педагогов, актуализации опыта и адаптированию новых технологий, методик, программ в дальнейшей работе в системе инклюзивного образования;- организация единого пространства для взаимодействия педагогов системы инклюзивного образования. Педагоги имеют возможность приобщиться к опыту более опытных коллег, получить ответы на конкретные вопросы, избежать возможных ошибок и трудностей в своей практической деятельности. Но и специалист со стажем в непосредственном общении с соратниками, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, получает ценную практическую информацию, пополняет свой профессиональный арсенал новыми формами и методами работы. Таким образом, организация пространства взаимодействия педагогов, работающих в системе инклюзивного образования, друг с другом становится мощным фактором профессионального роста, личностной поддержки и профилактики профессионального выгорания;- индивидуальная профессиональная поддержка педагогов в решении конкретных сложных ситуаций, связанных с оказанием помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Несомненно, что педагоги, как и любые специалисты, работающие в одной сфере, сталкиваются со сходными профессиональными проблемами, профилактика возникновения и помощь в решении которых осуществляется в групповых формах: семинарах-практикумах, тренингах, клубах профессионального общения. Кроме этого, существуют сложности, когда оказание эффективной профессиональной помощи осуществляется исключительно или предпочтительно в формате индивидуальных консультаций. Сюда можно отнести нетипичные ситуации, возникновение которых сложно прогнозировать, проблемы, вызывающие бурные эмоциональные переживания, мешающие специалисту самостоятельно принять адекватное решение; ситуации, которые являются действительно сложными и неоднозначными в силу сложившихся обстоятельств и требуют совместного обсуждения (своего рода консилиума) для своего решения, и наконец вопросы, требующие срочного решения, не оставляющие педагогу времени на то, чтобы посетить тематический семинар, найти и изучить необходимую литературу;- сбор качественной информации от педагогов (откликов, отзывов, пожеланий, потребностей) с последующим анализом и использованием их в составлении методических и программных материалов, в определении актуальных оснований для обсуждения на круглых столах, конференциях, методических объединениях. Практика показывает, что мероприятия, проводимые специалистами для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования, как правило, дают богатый материал, отражающий актуальные проблемы и тенденции развития образовательной среды. Информация получается как в виде отзывов и предложений по результатам мероприятий, так и в виде устных замечаний, пожеланий, реплик, а иногда и совершенно четких решений и предложений, звучащих в ходе практикумов. Полученный материал, будучи проанализированым и систематизированым, ложится в основу разработки различных мероприятий, проводимых в дальнейшем, начиная от семинаров и заканчивая опросами и мониторингами. Внимательное и заинтересованное отношение к предложениям педагогов позволяет не только отслеживать актуальную ситуацию, но и прогнозировать перспективы и возможные проблемы в работе педагогов в системе инклюзивного образования.Таким образом, в настоящее время продолжает развиваться система инклюзивного образования. Сегодня мы оцениваем перспективы развития системы инклюзивного образования в Юго-Восточном округе. Для развития и усовершенствования системы инклюзивного образования в округе мы планируем:- расширение системы инклюзивного, интегративного и специального образования для детей с различными проблемами в развитии с целью обеспечения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;- разработку организационно-методического и информационного содержания деятельности различных форм и видов инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования;- продолжение работы по созданию непрерывной инклюзивной образовательной вертикали в каждом районе с учетом шаговой доступности;- углубление механизма преемственности между дошкольными и школьными образовательными учреждениями;- обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными специалистами по комплексному сопровождению всех категорий детей с проблемами в развитии и осуществление их методической поддержки;- расширение профилактической и просветительской работы с населением (родители детей с ограниченными возможностями здоровья; педагоги, дети образовательных учреждений и их родители) для формирования положительного эмоционального отношение к детям с проблемами в развитии;- расширение профилактической и просветительской работы с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для повышения педагогической и правовой компетентности родителей;- усиление консультативной деятельности ПМПК для предоставления подробных разъяснений по возможным образовательным перспективам, причине решения комиссии о том или ином типе и виде учреждения, его преимуществах для эффективного развития ребенка;- расширение работы специальных (коррекционных) учреждений по активному включению семьи в коррекционно-развивающий процесс, продуктивное сотрудничество родителей и педагогов;- активизацию системы дистанционного сопровождения семей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии, как одной из важнейших форм работы с семьями детей – участников инклюзивного образовательного процесса.Антон БАТАЛОВ, директор Юго-Восточного окружного методического центра
Комментарии