search
main
0

Инклюзия: есть кого учить, но кому?

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ещё раз подтвердил, что всегда готов стать площадкой для самых дискуссионных вопросов в сфере образования. Здесь состоялось выездное заседание Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при Комитете по образованию Государственной Думы РФ. В числе участников форума были депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ, член-корреспондент РАО Олег Смолин, директор Института коррекционной педагогики РАО, академик РАО, член Совета по делам инвалидов при Президенте РФ и Федерального экспертного совета Минобразования РФ Николай Малофеев и многие другие. Также с помощью видеоконференцсвязи в выездном заседании участвовали представители ведущих вузов России: МГТУ им. Н.Э. Баумана, САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск), Психолого-педагогический институт Мурманского государственного гуманитарного университета, Новосибирский государственный технический университет, Ставропольский государственный педагогический институт, НГУ им. Ярослава Мудрого, Московский городской психолого-педагогический университет.

Ключевой темой обсуждения стало «Повышение качества подготовки и переподготовки педагогов и иных специалистов, обеспечивающих образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях специального, интегрированного и инклюзивного обучения». Примечательно, что тон дискуссии задала  уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова. Она обозначила основные проблемы развития инклюзии в городе. По признанию Светланы Агапитовой, до начала работы круглого стола в кулуарах она случайно стала свидетельницей разговора, участники которого  заявили: инклюзивное образование – это тупик. Такая позиция, как нельзя лучше говорит о том, как много еще предстоит сделать в этой области.

По мнению детского омбудсмена, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, независимо от возможностей здоровья, был принят в ближайшую к дому школу, где есть все условия для его обучения, и  проведенный аппаратом  мониторинг показал, что, несмотря на медицинские показания, многие дети имеют возможность, а главное – желание учиться вместе со здоровыми сверстниками. Однако сегодня родители сталкиваются с целым рядом препятствий, пытаясь отдать своего ребенка в обычную  школу. Среди них – нежелание и боязнь педагогов работать с такими детьми, которое напрямую  связано с отсутствием специальных знаний и навыков работы с ними, отсутствием помощника (тьютора) и невозможность получить коррекционную поддержку специалистов, которые есть в специальных школах, отсутствие доступной среды в зданиях.

И, тем не менее, в Петербурге есть учреждения, которые невзирая ни на какие трудности, отрабатывают и распространяют опыт инклюзивного образования для детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также создают условия для социализации детей с тяжелым нарушением интеллекта. По данным омбудсмена,  в городе около 10 таких школ.

Олег Смолин согласился со Светланой Агапитовой в том, что в целом ситуация, связанная с образованием людей с ОВЗ, в стране напряженная. Однако вселяет уверенность на изменение к лучшему то, что в новом законе «Об образовании»  направление, касающееся инклюзии, проработано гораздо лучше других. Основное же и принципиальное достоинство в том, что теперь в законодательстве появились необходимые понятия, в числе которых и само «инклюзивное образование». Одна из статей нового закона обязывает государство обеспечить подготовку кадров для обеспечения инклюзии.

В то же время кадровый вопрос, как показал ряд выступлений, по-прежнему остаётся самым актуальным и самым сложным. В школах нет особых образовательных условий и нет хорошо подготовленных педагогов, которые могли бы работать с различными категориями детей, в том числе, с комплексными нарушениями здоровья. Нет учебников и научно-методических пособий. Нет тьюторов и ассистентов. По словам заместителя председателя Комитета по образованию Ирины Асланян, без последних обучение в массовой школе детей с ОВЗ просто невозможно. Однако, несмотря на это, в Петербурге многое делается для того, чтобы снизить остроту проблемы. К примеру, в учреждениях повышения квалификации уже проходят обучение учителя-предметники, в каждом районе города будет 1-2 школы, выполняющие функции районных центров инклюзивного образования. А в плане подготовки учителей профильное ведомство возлагает большие надежды на педагогический вуз.

С этой позицией согласилось большинство присутствующих представителей высшей педагогической школы, но, тем не менее, признало, что подготовить фактически педагога-универсала чрезвычайно сложно. По словам  Надежды Чекалёвой, проректора по международной и внеучебной деятельности Омского государственного педагогического университета, доктора педагогических наук, профессора, первоочередной задачей становится общепедагогическая подготовка. Чтобы для студентов других – не дефектологических специальностей – не являлась трудностью организация учебного, воспитательного процесса для детей с ОВЗ. Для этого необходимы специальные модули в педагогических дисциплинах, серьёзная методическая работа, учёба на  опережение, тесное взаимодействие с региональными институтами повышения квалификации, а также профориентационная работа со студенческой молодёжью. Кроме того, как заметил Николай Малофеев, будущим учителям необходимо развитие инклюзивной практики. Они должны видеть, чем интеграция отличается от инклюзии, что такое инклюзивный урок и как строится инклюзивная политика в школе. Для этого нужны стажировочные площадки.

Но, возможно, ещё большую работу нужно проводить с родителями и с обществом в целом. Как сказал Олег Смолин, большинство людей не готово воспринимать инвалидов как равных и испытывает, в лучшем случае, жалость и сочувствие, а в худшем и вовсе неприятие, а что касается школы, то, судя по опросам,  большая часть родителей не готова к тому, чтобы в классе, наряду с обычными детьми, обучался ребёнок с ОВЗ. Инклюзивное образование – это модель отношения к людям с ограниченными возможностями, которую необходимо перенести в общество. Именно  поэтому оно важно и приоритетно.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте