search
main
0

Инклюзивные подходы в обучении на уроках физкультуры.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее приемлемы. Одна из таких форм – инклюзивная форма обучения, когда дети с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создаёт особые условия для ребят, имеющих особые образовательные потребности.

По инклюзивной форме обучения в нашей школе обучаются 22 человека. В классах, где я веду уроки физкультуры, в основном обучаются дети по адаптированной программе для детей с ОВЗ. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, расстройство эмоционально-волевой сферы. Есть дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, больные сахарным диабетом.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми для меня является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я применяю такие подходы:

1.Использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, это:

– введение специальных разделов в образовательную программу для детей с ОВЗ, отсутствующих в образовательных программах нормально развивающихся школьников;

– систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний.

Готовясь к урокам, для этих детей готовлю индивидуальные карточки – задания. При подготовке спортивных состязаний для них комбинирую варианты заданий, которые они отрабатывают в рамках занятий по дополнительной образовательной программе «Адаптивное физическое воспитание».

2. Использование разнообразных средств для предотвращения утомления: чередование двигательной и практической деятельности, выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся.

3. Повышение уровня активности. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения школьников с ОВЗ на уроках физкультуры.

4. Использование специальных методов (наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приёмов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии.

Опираясь на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии, применяю такие эффективные приемы, как:

– игровые ситуации;

– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

– психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы.

Работая с детьми с отклонениями в развитии, считаю, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае, мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение образовательной программы школьниками с ОВЗ. Конечно, всё это должно осуществляется на доступном детям уровне и с помощью учителя. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараюсь не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то я ставлю задачу, адекватную возможностям каждого ученика.

5. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, оказание своевременной помощи каждому ребёнку с отклонением в развитии, формирование уверенности в собственных силах и возможностях.

Численность детей с проблемами в развитии здоровья увеличивается, так как жёсткая образовательная система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Эти дети становятся обособленными и невольно исключаются из общей системы. Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении таких детей, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.

Лариса Палий, учитель физической культуры средней школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов города Котовска Тамбовской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте