search
main
0

Инклюзивное образование. Равные среди равныхКак решаются проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья

В 90-е годы «Учительская газета» выпустила специальный номер, посвященный образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы говорили о том, чего в то время не было, но, по нашему глубокому убеждению, обязательно должно быть, – об инклюзивном образовании, позволяющем интегрировать детей-инвалидов в среду здоровых детей. 2009 год стал в Москве Годом равных возможностей и годом выявления многих проблем в инклюзивном образовании.

Ольга БОРУЦКАЯ, директор школы № 518:

– В последнее время возрастают запросы на предоставление образовательных услуг родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем при первичной диагностике таких детей довольно сложно определить уровень их интеллектуального развития и потенциала. Часто ребята высокомотивированы, и когда школа создает для них специальные условия, они могут достигнуть высоких результатов в обучении.

Сегодня таким запросам семей может соответствовать интегративное образовательное учреждение – «инклюзивная школа». В эксперименте по внедрению технологии инклюзивного образования коллектив нашей школы участвует три года. В школьное инклюзивное пространство включены пять общеобразовательных классов, где обучаются 13 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие такие нарушения, как аутестические проявления, слабое зрение, эпилепсия, детский церебральный паралич. Один ребенок передвигается с помощью сопровождающего на инвалидной коляске. В школе работают 43 педагога, в эксперименте участвует каждый второй, среди учителей двое имеют инвалидность, один может передвигаться только на инвалидной коляске.

Для каждой школы очень важна среда, а точнее, педагогический социум. Наша школа находится в Центральном учебном округе Москвы, где развита система специального коррекционного образования. Специализированные школы округа стали для нас ресурсными консультационными центрами по всем вопросам специальной коррекционной педагогики, которой владеет, увы, далеко не каждый учитель обычной школы. Мы выстраиваем в своей школе индивидуальные образовательные маршруты для особых детей с помощью специалистов таких школ.

На определенном этапе экспериментальной работы стало ясно, что должна быть создана интегративная образовательная вертикаль: психологический центр – детский сад – школа – учреждение дополнительного образования. Сегодня в этот комплекс вовлечены более 400 детей с ограниченными возможностями здоровья, в школе обучается 51 такой ребенок. Но чем больше детей мы привлекаем для обучения в нашу школу, тем больше проблем выявляется. Например, нет закона, который бы регламентировал условия совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей на всех ступенях образования. Пока нет положения о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, которая бы позволяла осуществлять комплексную психолого-медико-педагогическую поддержку не только детей, но и педагогов, родителей.

Возникает вопрос о финансировании. В Москве определены нормативные расходы на одного ребенка в общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях. А вот инклюзивная школа финансируется как обычная общеобразовательная, но ведь затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению особых детей, никак не укладываются в этот норматив. Поэтому финансирование обучения такого ребенка при интегративной форме должно идти по той же схеме, как и в специализированной коррекционной школе. Нужно дать возможность юридически законного финансирования деятельности интегративного образования и выход пилотным школам, внедряющим технологию инклюзивного образования из режима эксперимента в режим функционирования.

Школа пока работает на уровне локальных актов, но мы ждем принятия положения об интегративном учреждении, где должно быть оговорено число обучающихся в инклюзивных классах, типового договора с родителями, законными представителями детей с ограниченными возможностями здоровья, документов об окончании образовательного учреждения лицами с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, не освоившими программы общего образования, критериев процедуры лицензирования и аккредитации школ, реализующих инклюзивное обучение и использующих программы специального коррекционного образования. Для оказания адресной помощи каждому особому ребенку мы предлагаем оптимизировать использование индивидуальной программы реабилитации, что позволит регламентировать взаимодействие ведомств и обеспечит комплекс услуг по отношению к ребенку-инвалиду.

Сегодня в Москве обсуждается проект закона об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Принятие такого закона даст возможность с развитием интеграции детей в школе менять отношение взрослых к проблеме детей-инвалидов в обществе, где они должны быть равными среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Юрий БАУСОВ, председатель Ассоциации молодежных инвалидных организаций, директор Института гуманитарных технологий Московского городского психолого-педагогического университета:

– В нашем институте есть научно-практическая площадка, где разрабатывается технологическое и психологическое сопровождение ребят с ограниченными возможностями здоровья. По сути дела, это перспективный ресурсный центр, который занимается поддержкой этих ребят и подготовкой педагогов, которые их обучают.

Очень часто такие ребята вынуждены брать отпуск по состоянию здоровья. Они могли бы в это время обучаться дистанционно, но дистанционное образование не подкреплено нормативной базой. Кроме того, есть проблемы с обеспечением наших студентов компьютерами. Если школьники могут получать компьютеры бесплатно, то в высшем и среднем профобразовании ребята, получающие мультимедийные профессии, такой возможности не имеют. Например, незрячие студенты, которые обучаются в наших колледже и институте, не могут полностью профессионально себя подготовить, если у них нет бесплатного компьютера дома.

Лилия КОПРЯКОВА, учитель технологии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида №44:

– Встретив беду – болезнь своего сына, прикованного к инвалидной коляске с рождения, я долго испытывала психологический шок от незнания, что делать, как жить и кто бы мог помочь. Моего ребенка не принимали в существующие детские сады, да и не все центры решали его проблемы. Поэтому я была вынуждена оставить работу. Когда сыну исполнилось семь лет, я захотела, чтобы он учился в школе. Сын был принят на надомное обучение. При этом у ребенка не было общения со сверстниками.

Сегодня я связываю большие надежды с возможным принятием московского закона, посвященного образованию детей-инвалидов. Мне кажется, что он во многом поможет родителям решить проблемы воспитания и образования, а также трудоустройства наших детей после окончания обучения. Я надеюсь, что после принятия закона активизируется работа по созданию специальных рабочих мест. В законе оговорены вопросы межведомственного взаимодействия, отсутствие которого существенно замедляет решение проблем обучения, лечения и дальнейшего трудоустройства наших детей старше 18 лет. Родители получают полное право самостоятельно выбирать образовательные учреждения и форму обучения с учетом заключения психолого-педагогической комиссии. С принятием закона родители получат полную гарантию того, что у ребенка с ограниченными возможностями здоровья не возникнут проблемы при определении в дошкольное учреждение или в школу, не будет чувства незащищенности, которое испытывали мы, осознавая, что остались со своими бедами один на один.

В будущем законе оговорены особенности приема детей-инвалидов в образовательные учреждения города. Это законодательно уравняет права наших детей. Очень важно, что родители будут получать информационную и методическую поддержку, отсутствие которой зачастую приводит к тому, что они просто не знают, где их дети могут обучаться.

Как работник коррекционного учреждения, я знаю, насколько сложно директору утвердить штатное расписание, которое позволяет организовать комплексное получение психолого-медико-педагогической помощи, особенно при организации обучения детей с тяжелыми комплексными нарушениями в развитии. Теперь учреждению будет гарантировано финансирование индивидуальных штатных расписаний, которые не могут быть постоянными на протяжении многих лет. Согласно нашему новому закону учреждениям будет гарантировано материально-техническое обеспечение для создания условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в различные образовательные учреждения.

Наталья РЕГИНА, директор ресурсного центра некоммерческой организации «Даунсайд Ап»:

– Наш фонд – профессиональная организация, оказывающая бесплатную психолого-педагогическую и социальную помощь 360 московским семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна от рождения до семи лет.

На протяжении последних лет фонд «Даунсайд Ап» активно сотрудничает с Департаментом образования Москвы по включению детей с синдромом Дауна в дошкольные учреждения. На сегодняшний день практически все дети, входящие в базу данных фонда, охвачены различными видами дошкольного образования, включая детские сады, службы ранней помощи, группы «Особый ребенок», лекотеки.

Успешному включению детей с синдромом Дауна в образовательную среду способствует совместная работа департамента и фонда по оказанию научно-методической поддержки сотрудникам учреждений дошкольного и начального школьного образования. Это постоянно действующие семинары и мастер-классы, посвященные современным педагогическим технологиям работы с детьми с нарушениями интеллекта и зарубежному опыту инклюзивного образования.

Думаю, необходимо законодательно закрепить социальное партнерство органов образования и общественных организаций в области повышения качества образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ:

– Мы часто сталкиваемся с обращениями из регионов России о нарушениях прав детей-инвалидов. С одной стороны, родителям отказывают в приеме в школы, с другой – в последнее время появилась принудительная формальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей без создания специальных образовательных условий, когда в целях экономии интернаты расформировывают, детей переводят в обычные учебные заведения, но условия для них там забывают создавать.

Не секрет, что во многих странах мира благодаря ранней коррекционной помощи создаются такие условия, когда дети не становятся инвалидами, получают возможность учиться в обычных школах, становятся вполне уверенными гражданами своей страны. Создание же специальных образовательных условий, как это сегодня делается в Москве, – позиция, которую мы пытались, но так и не смогли включить в федеральные законопроекты.

Сегодня мы должны думать о внедрении современных образовательных технологий, поскольку мы отстаем от других стран по электронному обучению и транспортному обслуживанию детей с ограниченными возможностями здоровья, по возмещению их родителям затрат, связанных с обучением на дому и вне государственных образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте