27-29 сентября 2011 года в Москве состоялась Международная конференция «Инклюзивное образование в России, Центральной и Восточной Европе и странах СНГ: опыт и перспективы развития». Организаторы форума – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) при поддержке Правительства Москвы – пригласили на встречу чиновников и экспертов из 20 стран Центральной и Восточной Европы и СНГ (ЦВЕ/СНГ), а также консультантов из Канады, Великобритании и США.
Инклюзивное образование ЮНЕСКО определяет как «процесс учета и удовлетворения разнообразных потребностей всех учащихся через расширение доступа к обучению, культурам и жизни общин и сокращение уровня исключительности внутри системы образования и из системы образования», что ведет к «изменениям и модернизации содержания, подходов, структур и стратегий при обеспечении единства взглядов на всех детей соответствующей возрастной группы и убежденности в том, что ответственность за обучение всех детей несет государство».В этом контексте главными в течение трех дней работы конференции были следующие задачи:- привлечение внимания к всемирному движению в направлении инклюзивного образования и изучение того, как проявляется эта глобальная мировая тенденция в России и странах ЦВЕ/СНГ;- знакомство с передовой практикой инклюзивного образования и выявление путей, благодаря которым можно добиться ее распространения посредством установления горизонтальных связей и формирования партнерских отношений;- укрепление сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами.Инклюзивное образование – вопрос не второстепенный, а наиважнейший для обеспечения высококачественного образования всех учащихся и развития более инклюзивных обществ – такое общее мнение было высказано представителями стран ЦВЕ/СНГ. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 2,5% населения этих стран, или 2,6 млн человек, имеют инвалидность. Однако согласно национальным статистическим данным таких детей насчитывается всего 1,5 млн. Эти цифры, считают международные эксперты, серьезно преуменьшают масштабы проблемы, так как 1,1 млн детей остаются «невидимыми», а следовательно, не получают своевременной и адекватной структуре и тяжести ограничений в здоровье поддержки специалистов.В сложившейся ситуации Россия и Москва, по мнению представителя ЮНИСЕФ в Российской Федерации Бертрана Бейнвеля, взяли на себя политическое лидерство в вопросах консолидации усилий специалистов разных стран по составлению и реализации дорожной карты, задающей цели, направление и условия движения стран на пути к инклюзивному образованию. «Действительно, – подчеркнул в своем выступлении советник председателя Общественного совета Центрального федерального округа Сергей Рыбальченко, – Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев не только поддерживает идею инклюзии, но и выражает политическую волю в этом направлении».В рамках конференции были рассмотрены такие острые для всех стран ЦВЕ/СНГ вопросы, как обеспечение права детей с ограниченными возможностями на образование; межсекторальные/межведомственные подходы к разработке законодательной базы и политики, способствующие внедрению инклюзивного образования; варианты обеспечения инклюзивного образования; региональный опыт по финансированию инклюзивных подходов; коммуникация, мобилизация общества и пропаганда инклюзивного образования и др.Инклюзивное образование приносит пользу всем участникам образовательного процесса, считает региональный директор ЮНИСЕФ по странам ЦВЕ/СНГ Стивен Аллен. Согласно результатам проведенных исследований инклюзивное образование может повысить успеваемость и эффективность обучения всех членов учебной группы, а не только лиц с инвалидностью. Инклюзивное образование содействует формированию толерантности и повышению социальной сплоченности, благоприятствует развитию сплоченной социальной культуры и равноправному участию в социальной жизни всех членов общества. По сравнению с раздельным обучением, считает Аллен, инклюзивное образование экономически более целесообразно и, что особенно важно в современных условиях, способствует формированию инклюзивных рынков труда, играющих значительную роль в развитии эффективной социальной экономики.Старший советник по вопросам детей с ограниченными возможностями (штаб-квартира ЮНИСЕФ) Розанжела Берман-Билер представила участникам конференции обзор выполнения Конвенции ООН о правах инвалидов в странах ЦВЕ/СНГ. Инвалидность она рассматривает как результат взаимодействия между «людьми с разным уровнем функциональности» и внешней средой, не учитывающей это многообразие функциональных ограничений. Если среда начинает относиться враждебно, то инвалидность увеличивается; общество несет ответственность за то, что не создает условия для тех, кто имеет специфические бытовые, коммуникативные или образовательные потребности. Конвенция о правах инвалидов представляет странам план действий, ориентированный на развитие, требующий от государств инвестиций в укрепление здоровья и образование лиц с ограниченными возможностями.Руководитель программ по проблемам инвалидности и развития (Всемирный банк) Александра Пожарац представила наиболее важные выводы Всемирного доклада об инвалидности, выпущенного в 2011 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при участии Всемирного банка (ВБ). Инвалидность рассматривается в докладе как одна из составляющих человеческого существования. В настоящее время 15% людей имеют какую-либо форму инвалидности, 110-190 млн чел. имеют значительные трудности с функционированием. Необходимо признать, что эти цифры имеют тенденцию к росту за счет старения населения, инвалидности вследствие хронических состояний, дорожно-транспортного травматизма, природных катаклизмов и др.На этом фоне инклюзивное образование выступает как одно из прав человека и ключевой аспект продвижения к инклюзивному равноправному обществу. По мнению экспертов, готовивших доклад, исключение инвалидов из системы образования и из жизни общества имеет непозволительно высокие социальные и экономические издержки. Практика демонстрирует, что прием детей-инвалидов в государственные массовые школы обеспечивает универсальное начальное образование, они рентабельны и вносят свой вклад в устранение дискриминации. В то же время, подчеркнула Пожарац, включение детей с инвалидностью в образовательный процесс требует изменения систем и школ: «Успех инклюзивных систем образования в значительной мере зависит от готовности государства принять надлежащие законы, четко определить направление политики, разработать национальный план действий, создать инфраструктуру и потенциал внедрения и извлечь выгоду из долгосрочного финансирования», поскольку обеспечение одинакового образовательного стандарта для детей-инвалидов и их сверстников нередко требует увеличения объемов финансирования.Создание инклюзивной учебной среды поможет всем детям в обучении и реализации их потенциала. В образовательных системах, как рекомендуют эксперты ВОЗ и ВБ, должны шире применяться подходы, ориентированные на ученика и предусматривающие изменения в учебных программах, методах преподавания и методических материалах, а также в системах оценки знаний и приема экзаменов. Во многих странах используются индивидуальные учебные планы как инструмент поддержки включения детей с инвалидностью в учебную среду. Физические барьеры, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, могут быть легко преодолены путем использования простейших мер, таких как изменение планировки классных комнат. Некоторым детям потребуется доступ к дополнительным вспомогательным услугам, включая специально подготовленных учителей, классных помощников и медицинские услуги.Надлежащее обучение учителей массовых государственных школ может укрепить их уверенность в своих силах и улучшить навыки обучения детей-инвалидов. Принципы инклюзии должны быть интегрированы в программы подготовки учителей и сочетаться с другими инициативами, дающими возможность учителям обмениваться опытом и профессиональными знаниями в области инклюзивного образования».Председатель Международного альянса инвалидов и бывший президент федерации «Inclusion International» Диана Рихлер рассказала участникам конференции о многочисленных проблемах, приводящих к «невидимости» детей с ограниченными возможностями, и о барьерах, мешающих им получить образование. Она считает, что инклюзивное образование должно пониматься не как его «встраивание» в существующую систему, а как «изменение школ и методов обучения с целью их приспособления к индивидуальным потребностям и способам обучения всех учащихся». Решение проблемы детей-«невидимок» связано с разработкой и использованием универсальных стратегий, обеспечивающих удовлетворение потребностей конкретных социальных групп. Нет необучаемых детей, утверждает Д.Рихлер, просто у министерств нет методик их обучения. Инклюзивное образование – это не просто организация физического доступа детям и молодежи с инвалидностью в образовательные учреждения, но и применение ассертивных технологий, индивидуальная поддержка обучающихся силами среднего технического персонала или сверстниками, и многое другое.Особое внимание на конференции было уделено проблемам деинституционализации и социальной инклюзии детей с инвалидностью. Специалист по вопросам образования (ЮНИСЕФ, Республика Армения) Мери Погосян рассказала об общенациональном генеральном плане по деинституционализации, который разрабатывает правительство Армении в сотрудничестве с ЮНИСЕФ: «Реализация права любого ребенка жить в семье и учиться со всеми – такова основная идея этого плана. Каждый ребенок переходит из класса в класс вместе со сверстниками, получает документ об образовании, в котором есть вкладыш с оценками, проставленными в соответствии с образовательными стандартами по 10-балльной шкале, – таковы перспективы развития инклюзивного образования в Армении. Образованное гражданское общество требует высшей степени толерантности, а к движению «Сhild friendly school» («Школа, дружественная ребенку/детям») должны присоединиться все школы».Стратегии социальной инклюзии для детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации были представлены специалистом в области защиты детей ЮНИСЕФ Джоан Роджерс, Ириной Зинченко (некоммерческое партнерство «Эвричайлд») и Натальей Артюшенко (Томская городская медико-психолого-педагогическая комиссия, РФ). По их мнению, дети с ограниченными возможностями в изобилии представлены в учреждениях интернатного типа (34% от общего количества воспитанников), это обстоятельство диктует необходимость разработки новых специальных услуг, направленных на нивелирование остроты ситуации и снижение количества случаев отказа родителей от воспитания детей с ограниченными возможностями: раннее вмешательство, реабилитация по месту жительства (включая многопрофильный подход специалистов), подготовка/обучение родителей навыкам общения со своим «особым» ребенком, расширение ареала применения социальной услуги «Передышка» (кратковременное размещение детей с особыми потребностями в профессиональные принимающие семьи), разработка программ совместного отдыха детей с ограниченными возможностями и их родителей.Особый интерес участников конференции вызвали доклады, в которых рассматривались проблемы финансирования инклюзивного образования. Противники реформ, направленных на введение инклюзивного образования, нередко напоминают о существенных расходах, связанных с переводом детей с ограниченными возможностями из уже созданных для них сегрегированных помещений в общеобразовательные учреждения. Что такое подушевое финансирование? Как оно связано с инклюзивным образованием лиц с ограниченными возможностями? В чем его преимущество? На эти и другие вопросы попытался ответить старший научный сотрудник Американского института исследований (Вашингтон, округ Колумбия, США) Том Пэрри, представивший детско-ориентированную модель финансирования и соответствующий ей подход к выведению формулы подушевого финансирования в условиях инклюзивного образования. Сегодня в США примерно13,5% среди всех учащихся муниципальных школ включены в категорию «с особыми нуждами», у каждого из них определяется основная категория ограничения, в соответствии с которой увеличивается сумма базового финансирования обучения. Государственный секретарь по образованию и науке (министерство образования и науки, Сербия) Тюнде Ковач Церович рассказала, как именно определяются затраты на внедрение политики инклюзивного образования и развиваются возможности финансирования в Сербии, где проведено определение стоимости конкретных пакетов поддержки по трем категориям детей с особенностями психофизического развития (группы А, В, С). Ведущий специалист Министерства образования и науки (Республика Карелия, РФ) Ирина Тимошенко представила региональный опыт успешного финансирования образования и социальных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, базирующийся на объективных показателях и транспарентных схемах.В заключение участники конференции призвали руководителей стран ЦВЕ/СНГ принять неотложные меры по реализации политики, направленной на обеспечение доступа лиц с ограниченными возможностями к качественному образованию в условиях, наименее ограничивающих их права и учитывающих индивидуальные особенности, потребности развития, интересы и склонности. В числе важных рекомендаций конференции: обеспечение права на защиту от дискриминации путем пересмотра существующей политики и практики стигматизации и отделения детей с инвалидностью от общества; устранение барьеров на пути к системному развитию инклюзивного образования; содействие проведению комплексных реформ в области воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на уровнях правительств и систем образования в России, странах Центральной, Восточной Европы и СНГ.Ольга СТЕПАНОВА, ведущий научный сотрудник НИИ развития профессионального образования
Комментарии