search
main
0

Инклюзивная практика в детском саду – источник творческого роста педагогов

​Детский сад комбинированного вида №385 с 2006 года включает детей с ограниченными возможностями здоровья в среду типично развивающихся сверстников.

Образовательные услуги в нашем дошкольном учреждении в различной форме ежегодно получают до пятидесяти детей, имеющих выраженные нарушения в развитии. Это дети с различными генетическими нарушениями, детским церебральным параличом, расстройствами аутистического спектра. Половина наших особых воспитанников посещают группы общеразвивающей и компенсирующей направленности, остальные – группу кратковременного пребывания «Особый ребенок» и структурное подразделение «Лекотека». Итогом участия дошкольного учреждения в московском городском конкурсе «Детский сад будущего» в модуле «Равные шансы для всех. Инклюзивное и интегративное образование» стал проект «Разработка целостной модели инклюзивного дошкольного образовательного учреждения на базе детского сада комбинированного вида». Коллектив дошкольного учреждения разработал алгоритм поэтапного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду типично развивающихся сверстников от поступления в структурное подразделение «Лекотека» до выпуска в школу, а также технологии работы с детьми, педагогами и семьями воспитанников, направленные на создание принимающей среды в дошкольном учреждении. В настоящее время дошкольное учреждение участвует в деятельности городской экспериментальной площадки первого уровня «Разработка и внедрение инклюзивной образовательной программы для групп комбинированной направленности». В ходе работы площадки педагоги в сотрудничестве с кафедрой клинической психологии раннего возраста МГППУ разработали систему мониторинга образовательных результатов воспитанников инклюзивных групп. Методика базируется на компетентностном подходе к оценке достижений ребенка. Согласно ФГТ в систему мониторинга подключаются объективные, аппаратные методики регистрации развития ребенка. К таким методикам, в частности, относятся развивающие компьютерные игры и программы, в структуре которых имеется фиксация достигаемых ребенком результатов. Результаты мониторинга мы заносим в электронный журнал, позволяющий выполнять сравнительный анализ образовательных достижений отдельного воспитанника, а также оценивать в динамике результаты группы. Значительным результатом разработки и внедрения инклюзивной практики в дошкольном учреждении стало повышение образовательных результатов типично развивающихся воспитанников инклюзивных групп. Дети лучше усваивают содержание образовательной программы, активнее и разностороннее проявляют себя в различных видах деятельности. Воспитанники учреждения в течение трех лет занимают призовые места в различных интеллектуальных и творческих конкурсах окружного и городского уровней, с удовольствием реализуют себя в творческой и проектной деятельности внутри учреждения. Мы это связываем с повышением профессионального мастерства педагогов детского сада, широким использованием ими активных методов обучения, обеспечивающих личностно ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленному формированию образовательных компетенций, обязательной поддержке детских инициатив. Для оказания методической помощи коллегам, готовым участвовать в реализации инклюзивного образовательного процесса в своих дошкольных учреждениях, коллектив нашего учреждения готов предложить несколько стажировочных модулей: «Алгоритм взаимодействия сотрудников учреждения от поступления ребенка в структурное подразделение «Лекотека» до выпуска его из группы дошкольного учреждения в школу», «Развитие эмпатии у типично развивающихся детей в инклюзивной группе», «Модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами при включении в группу типично развивающихся сверстников», «Формирование команды сотрудников для обеспечения процесса инклюзивного образования», «Система мониторинга образовательных результатов воспитанников». Участники модулей будут иметь возможность непосредственно включиться в работу всех подразделений инклюзивного дошкольного учреждения, принять участие в проведении консилиумов, в определении внутреннего образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в составлении и реализации индивидуального коррекционно-развивающего плана, проведении мониторинга. Мы надеемся, что возможность включения в практическую работу инклюзивного детского сада поможет педагогам и специалистам освоить комплексную систему работы по включению «особых» воспитанников в образовательное пространство дошкольного учреждения. Е.КОЗУБАНОВА, заведующая детским садом комбинированного вида №385

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте