Торжественное награждение победителей Фестиваля инклюзивных практик – конкурса, который проводится для выявления и распространения лучших практик и технологий в области инклюзивного образования, состоялось в Москве.
Фестиваль инклюзивных практик проводится уже второй раз, в нем приняли участие представители 16 регионов России. В этом году организаторы получили более 120 заявок от образовательных учреждений. Лучшие педагоги школ, где успешно реализуются программы инклюзии, представили свой опыт в Москве.
Жюри определило победителей фестиваля в четырех номинациях. \”Лучшая инклюзивная практика в области среднего и общего образования\” принадлежит школе №14 Петрозаводска. В номинации \”Лучшая инклюзивный практика в области начального образования\” победила школа №88 с углублённым изучением отдельных предметов Воронежа, в номинации \”Лучшая практика в дошкольном образовании\” была отмечена работа детсада № 268 комбинированного вида Красноярска. Победа в номинации \”Лучшая инклюзивная практика в области дополнительного образования\” досталась Дому творчества Октябрьского района Улан-Удэ. Все участники Фестиваля приняли участие в кластере \”Инклюзивное образование\” Московского международного салона образования на ВДНХ. Четыре победителя представили свои разработки коллегам и посетителям выставки, одного из крупнейших событий для специалистов в области образования.
– Во Всероссийский проект \”Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне\” школа попала еще в 2016 году, когда руководитель проекта \”Петрозаводск-город равных возможностей\” Галина Григорьева предложила нашей школе пройти общественную экспертизу на инклюзивность и понимание педагогами детей с инвалидностью, а также провести в начальной школе \”Уроки доброты\”, – рассказала победитель фестиваля 2018 года Светлана Пахомова, директор школы №14 Петрозаводска. – В этом году школа стала участником Фестиваля лучших инклюзивных практик в Карелии, где заняла первое место. Это нас по-настоящему вдохновило! Сейчас мы при поддержке Администрации Петрозаводского городского округа реализуем проект \”Солнечный круг\” – сетевой проект создания современной системы школьного инклюзивного образования на местном уровне. Главным достижением считаю то, что коллектив совместно с родителями начал осуществлять переход от коррекционных классов к инклюзивной организации образовательной деятельности – без сегрегации детей с ОВЗ и инвалидностью в обучении и творчестве. Мы включаем всех обучающихся, кто хочет выступить на сцене в совместное творчество, подготовку и участие в \”Необыкновенном концерте\”, реализуем проект развития адаптивной физкультуры \”Спорт для всех!\”, сами спроектировали, прошли экспертизу и начали реализацию программы повышения квалификации \”Проектное управления в системе инклюзивного образования\”. Начинали мы, как и все, с большими сложностями переходного периода. Тогда со стороны почти половины педагогов и родителей проявлялась настороженность по отношению к инклюзии, но теперь, по итогам опроса, подавляющее большинство считают, что дети должны учиться вместе!
– Поздравляю нашу любимую школу! – восклицает Наталья Никулина, мама особого ребенка, а также руководитель студии для детей с аутизмом \”Творим вместе\”. – На самом деле одно то, что мой Степа учится в школе, для нас большое достижение. Школа и учителя делают многое для него. Между прочим, не только они, но и охранники, и работники столовой. Да, сын частенько ведет себя не очень, но меня поражает теплое отношение к нему. И он это очень чувствует! Я вижу, как он успокаивается, потому что знает, что его здесь принимают. Игрушка Панда – это лакмусовая бумажка Степиной уверенности. Проучившись полтора года в школе, Степа начал оставлять панду дома. Это после многолетней неразлучной жизни с ней. Я только потом поняла – это случилось потому, что он, наконец, чувствует себя уверенно и в безопасности. До этого у Степы каждый год менялась либо группа ребят в детском саду, либо воспитатели, либо садик, а еще был целый год и вовсе без сада. Такая нестабильная жизнь не могла не сказаться на беспокойстве ребенка, который и так живет в постоянной неуверенности и страхе.
Кстати, школа продолжает активно развивать сотрудничество с Российским движением школьников (РДШ). Региональный координатор РДШ в в Карелии Елена Колеченок характеризует его словом \”стремительно\”.
– Многие процессы в этой школе вдохновляют нас на распространение идей в регионе, – делится своими наблюдениями Елена. – В школе формируется и развивается актив из ребят и педагогов, которые заинтересованы не только самостоятельно участвовать в событиях и проектах РДШ, но и предлагать РДШ-возможности одноклассникам, помогать организовывать Дни единых действий, инициировать новые проекты. В событиях и проектах школы в равной степени участвуют ребята с особыми возможностями здоровья. Атмосфера в школе жизнерадостна и тактичная. Сами школьники на уровне сердечной мышцы абсолютно инклюзивны и не замечают различий, границ, а стремятся к общению, совместному творчеству, общей созидающей деятельности.
Напомним, в прошлом году карельская заозерская школа №10, в которой уже десять лет здоровые ребята учатся вместе с детьми с ОВЗ, стала почетным членом Ассоциации инклюзивных школ России.
Фото автора
Комментарии