search
main
0

Инициатива? Только «за»!

​Слово «инициатива» имеет достаточно много значений. Очень нравится гармоничное сочетание некоторых из них, которые подчеркивают симбиоз внутреннего и внешнего: внутреннее побуждение к новым формам деятельности и руководящая роль в каких-нибудь действиях.

Прекрасно знаем, что потенциал инициативы изначально очень высок, но в ходе осмысления, обсуждений и рассуждений, как правило, резко убывает и может затухнуть вовсе без доведения до следующего этапа – процесса оформления идеи в проект. Как же важно, чтобы инициативы были услышаны своевременно, чтобы были подхвачены и поддержаны на стартовом этапе, в том числе силами административного ресурса!Но тогда параллельно появляется очень серьезная задача генерирования начинаний и инициатив в принципе. С чего же можно/нужно начинать процесс движения от идеи к действию? Кто проявляет инициативу? Куда активист вносит предложение и кто его может авторитетно оценить? Как поддержать интересное предложение?Современное развитие науки управления дает некоторые ответы на данные вопросы и даже предлагает технологические решения, но реальная практика здесь не ушла далеко от человеческой природы, и психологический фактор является весомым. Трудно отойти от основ: доминирующими потребностями подросткового возраста (Д.Б.Эльконин) являются потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Иными словами, он хочет быть услышанным, понятым и принятым как сверстниками, так и взрослыми. Желательно, взрослыми на глазах у сверстников. В принципе та же доминанта интереса к собственной личности (по Л.С.Выготскому). Но когда мы говорим о выдвижении подростком инициативы, причем социально значимой, а об иных говорить смысла нет в образовательном учреждении, то это еще и свойственные подростку (опять же по Л.С.Выготскому) доминанты «усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах – в упрямстве, хулиганстве и т. п.) и «романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, героизму). Это законы психологии, и подросток, то есть наш школьник, их все равно реализует без нашего управления, только в негативных формах рискованных селфи за тысячу лайков и других странных вариациях.Осознание того, что его инициативу поддержат, по крайней мере выслушают аргументацию и помогут осознать ресурсы реализации, дает школьнику позитивный социальный опыт. Школа – это тот микросоциум, в котором формирующаяся личность имеет право на социальную пробу: сегодня я поучаствую в экологической акции, предложу посадить сирень, потому что обладаю информацией о данной культуре и хочу ею поделиться, завтра мы с товарищами увидим возможность пятиклассников оптимизировать образовательную среду школы, например, развесив яркие, содержательные указатели пути к основным кабинетам, помещениям здания или движение потоков на лестничном марше.Очевидно, что для выдвижения идей и их экспресс-анализа требуется создание диалоговых площадок, где в ходе конструктивного обсуждения можно сформулировать свою идею или позицию. Например, с построением диалога взрослых понятно: это могут быть родительские клубы, форумы, электронные формы голосования и сбора предложений, а также заседания рабочих групп при управляющем совете, но как же быть с нашими учениками? А как, например, услышать мнение дошкольника?Как найти методику деликатной, корректной оценки ресурсов и планируемых результатов идеи младшеклассника? «А давайте!» – «Да, мысль интересная. А это точно нам нужно, будет использовано для всех или посмотрим, восхитимся и забудем? А что у нас для этого есть, какой опыт, информация, компетенции? Хватит ли сил, времени?»Попытка ответить в том числе и на эти вопросы легла в основу не только управленческого проекта директора школы №2101 в рамках курса «Эффективный руководитель образовательной организации», связанного с управлением информационной средой, но и всей административной команды в рамках курсов «Эффективный заместитель руководителя» и «Проектные команды». Планируется обязательное подключение к этой работе детей, педагогов и родителей.В преддверии формирования самого проекта мы пробовали использовать в работе с ребятами различные формы и активности. Наиболее эффективными диалоговыми площадками для нас оказались школьная пресс-служба как внутреннее информационно-консолидирующее пространство с выходом на социум района и города, а также различные движения школьников. Двигаясь к поддержке детских инициатив и созданию детских клубов, в школе появилось волонтерское движение. На данных диалоговых площадках производится достаточно много инициатив. Так, например, последние из них: организация сбора раздельного мусора во всех школьных зданиях, организация сбора батареек во всем районе Фили-Давыдково, а не только в нашей школе, присвоение школе имени знаменитого ученого и многое другое.Российское движение школьников предлагает множество экологических проектов, например «Домашний сад», «День земли и воды», «Я познаю Россию», «Созидая, не разрушай», куда школа №2101 не только удачно вписалась, но и на своей базе развила их в сложные, комплексные дела года. Проблемы, поднятые детьми в проектах, решаются комплексно – школьный сад, достопримечательности своего района, бережное отношение к сохранению того, что нам действительно дорого. Это заслуга и детей, в том числе начальной школы, и их педагогов, которые не отмахнулись от предложения изучить загадку заброшенного мостика через речку Фильку, а в итоге еще и собрали интересный материал по биоценозу Мазиловского пруда, его исторической и культурной ценности. Проектом заинтересовалась управа района Фили-Давыдково, и при недавнем благоустройстве этой зеленой зоны были учтены предложения детей.В 2016-2017 учебном году с целью выявления детских инициатив, осуществления регулярного мониторинга достижений детей, построения модели образовательных перемен функцию классного руководителя разделили на две части: учебная деятельность ребенка и сопровождение образовательного процесса. Первые итоги нововведения будем подводить не ранее декабря 2017 года. Но уже очевидны позитивные изменения в поведении детей. Появилась ответственность за свои слова – классический принцип: «Критикуя, предлагай!» Появился социальный опыт: «Я могу доказать свою правоту не капризом, а цифрами и фактами, я могу собрать информацию, я могу обратиться за помощью и предложить свою помощь». А это означает, что мы готовим наших воспитанников к реальной жизни.Дмитрий МОДЕЛЬ, директор школы №2101 «Филевский образовательный центр»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте