Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Теория и практика

Инициатива приветствуется

В пространстве возможного
УГ - Москва, №48 от 01 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Сегодня государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству и способный осуществлять исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, а самое главное – подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии. Таким представляет государство выпускника школы. Основа этих качеств закладывается еще в дошкольном возрасте.

Одним из эффективных методов на дошкольном уровне является метод проектов. В последние годы он активно вошел в практику работы с дошкольниками.

Метод проектов позволяет не только развивать интеллектуальные и творческие способности детей, поддерживать детскую познавательную инициативу и интересы, но и значительно обогащает образовательный процесс, становится мощным средством обучения, коммуникации, совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

В работе с детьми дошкольного возраста мы реализуем три вида проектов – исследовательский, творческий и нормативный. Несмотря на их различия, у этих проектов есть много общего: прежде всего они возникают как поддержка детской познавательной инициативы, поиск ответов на различные проблемные вопросы ребенка-дошкольника. Так родились наши проекты «Откуда в дом приходит вода?», «Куда девается мусор?», «Как звери к зиме готовятся?» «Откуда берется металл?», «Для кого мы сажаем леса?».

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, дети выдвигают различные предположения, начинают планировать работу по поиску информации – идет планирование «в пространстве возможного».

Сделать этот очень непростой для дошкольников процесс интересным и увлекательным нам помогает прием, предложенный Лидией Свирской, – «Модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать?», «Где я могу найти ответы на свои вопросы?».

В ходе проектной деятельности дети активно обсуждают, с чего лучше начать сбор информации, предлагают разные места поиска сведений об интересующих их вещах: спросить у папы, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, воспитателей, прочитать в книгах и энциклопедиях, сходить на экскурсию, но одним из первых мест поиска ребята называют Интернет. И это естественно для ребенка XXI века!

Следующий этап – поиск информации. Конечно же, дошкольник в силу своего возраста не может самостоятельно его осуществить. И здесь на помощь ему приходят взрослые – родители и воспитатели.

Они создают для детей ситуацию поиска, условия для элементарного детского исследования и простых опытов, в которых дети принимают активное непосредственное участие, учатся самостоятельно мыслить и действовать, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, создаются условия для развивающего образования в зоне ближайшего развития ребенка. Дети реализуют свои задумки: экспериментируют, моделируют, конструируют и создают продукт.

В ходе проектной деятельности воспитанники создают макеты, мультфильмы, книги, в которых отражают полученные знания. Проектная деятельность позволяет каждому ребенку реализовать свои творческие и интеллектуальные способности.

Это та форма работы, при которой утомительное принуждение уступает место увлеченности.

Наталия ВОЛКОВА, старший воспитатель школы №962

 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt