В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.
Лев Выготский
Обилие информации и скорость жизни в современном мире сделали очень востребованными понятия «наставничество», «коучинг», «тьюторство». Человеку нужна помощь, чтобы овладевать новыми знаниями, усваивать информацию, учиться ею пользоваться. Но какой способ обучения наиболее эффективен? Нужна ли при этом помощь наставника? Или в век цифровых технологий достаточно самого доступа к знаниям? А если все-таки нужна, то какими качествами должен обладать наставник, какие подходы использовать, чтобы его помощь была эффективной?
В процессе овладения любыми навыками человек проходит несколько этапов:
– усвоение знаний по теме;
– развитие умений осознанно этими знаниями пользоваться;
– овладение навыками автоматического выполнения действий с минимальными затратами сил.
Особенно актуально это в сфере помощи детям с особенностями развития. Здесь наставничество может рассматриваться сразу во многих плоскостях:
– передача знаний и навыков от опытных специалистов молодым педагогам;
– методическая и психологическая поддержка и вовлечение родителей в процесс обучения ребенка;
– педагогическая работа с детьми;
– тьюторское сопровождение;
– наставничество между детьми.
Каждый из перечисленных видов наставничества имеет свои особенности, знание которых позволяет эффективно помогать всем участникам процесса. Рассмотрим их подробнее.
При взаимодействии в команде педагогу-наставнику очень важно пробудить в молодых коллегах истинный интерес к ребенку, уважение к его личности. Наставнику здесь нужно удерживаться на тонкой грани. С одной стороны, используя конструктивную критику, с другой – поддерживая их инициативу и отмечая успешные моменты. Подчас освоение новых технологий и приемов обучения требует большого терпения. Но оно вознаграждается, когда, пользуясь полученной базой знаний, молодые педагоги начинают на их основе создавать свои, не менее интересные и полезные для детей программы и методики.
Поддержка родителей – это еще один вид наставничества, без которого невозможно представить процесс реабилитации и социальной адаптации ребенка с особенностями развития. Именно родители находятся с ребенком большую часть времени, и именно они могут организовать дома развивающую среду, которая будет способствовать усвоению знаний, полученных на занятиях. Но это становится возможным только в случае, когда родители вовлечены в процесс, психологически устойчивы и готовы к изменениям в их жизни, а также знают, как именно эти изменения вводить. И тут помощь наставника становится очень актуальной.
В зависимости от ситуации родителям нужно помочь принять диагноз ребенка и его особенности, выявить его сильные стороны, понять, какие есть дефициты, и увидеть, как с ними справляться. Часто большие цели кажутся недостижимыми. В таком случае наставник может помочь родителям разбить путь к большой цели на множество маленьких шагов, преодолевать которые будет намного проще. Например, обучение чтению можно начать с распознавания и соотнесения отдельных букв в лото. Или с веселой домашней игры, где в непрозрачных коробочках лежат вкусные призы для ребенка, читая надписи на коробках, он получает заработанные призы.
Общение педагога с ребенком – это еще один вид наставничества, где взрослый является авторитетом для одного ребенка или для целого класса. В контексте работы с детьми, имеющими особенности развития, в том числе РАС (расстройства аутистического спектра), важно взаимодействовать с ребенком, учитывая особенности восприятия, скорость понимания речи, уровень произвольности и когнитивного развития, другие потребности. Все это позволит создавать специальные образовательные условия, которые необходимы ему для дальнейшего развития. Особое внимание необходимо уделять развитию самостоятельности, чему способствуют постепенное снижение активности педагога и предоставление ребенку возможности проявлять инициативу.
Инициатива позволяет перевернуть модель наставничества и сделать самого ребенка наставником для взрослого. Можно попросить ребенка помочь что-то сделать, найти нужную игру, выбрать правильную карточку расписания, допеть песенку или просто открыть дверь. Такие приемы помогают развивать ответственность, осознанность и формировать базовые механизмы деятельности (программирование, регуляция и контроль), которые у детей с особенностями развития могут быть сформированы не в полной мере.
В рамках работы группы или класса передача роли наставника ребенку также благотворно сказывается на его отношении к обучению и самому себе. Наиболее распространенный прием – передача роли учителя одному из учеников для проведения игры, упражнения или целого урока. Наряду с обменом ролями могут также использоваться приемы совместного планирования урока, проектной деятельности, дежурства. Благодаря такой практике формируется внимательное отношение детей к дисциплине, деталям урока, времени, качеству выполнения заданий. А для детей с ОВЗ это еще и прекрасный способ развития коммуникативных навыков.
Одним из наиболее ярких примеров наставничества является тьюторское сопровождение. Отметим, что это понятие гораздо шире того значения, в котором обычно употребляют слово «тьютор». Принято считать, что тьютор – это человек, который «помогает ребенку дойти до туалета или сделать задание на уроке». Но если мы обратимся к профстандарту ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих), то увидим, что должность «тьютор» подразумевает несколько иные задачи, а именно:
– педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
– организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
– организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
По сути, тьютор является проводником ребенка, от которого зависит его успешная интеграция в образовательное пространство и социум. И конечно, это требует от наставника определенных компетенций и знания разных подходов, которые помогут комплексно подойти к вопросу организации развивающей среды и формированию индивидуального маршрута ребенка. На сегодняшний день разработано несколько подходов к данной проблеме, каждый предлагает свой алгоритм действий.
Так, сенсорно-интегративный подход берет за основу развитие базовых ощущений. Поведенческий подход строится на формировании и закреплении положительных реакций поведения. Когнитивный подход опирается на формирование причинно-следственных связей и алгоритмов. Деятельностный подход предполагает организацию развивающей среды, соответствующей зоне ближайшего развития ребенка. Эмоционально-смысловой подход рассматривается как система смыслов, направляющих развитие взаимоотношений человека с самим собой и с окружающим миром. Аффективный подход опирается на пусковые механизмы, связанные с первичным обменом эмоциональными сигналами.
Рассматривая подробнее виды наставничества, можно заметить закономерное повторение тех качеств, которые должны присутствовать у настоящего наставника, в какой бы сфере его деятельность ни лежала:
– эмоциональная устойчивость и осознанное отношение к своей позиции;
– владение диагностическим инструментарием для определения актуальной ступени развития подопечного и выявления целей и зоны ближайшего развития;
– системное видение процесса и использование всего комплекса современных знаний и технологий;
– глубокое уважение и искреннее отношение к людям, которым наставник стремится помочь.
Направление помощи детям с особыми образовательными потребностями развивается и становится все более системным, предсказуемым и эффективным. Это отражается не только на процессе инклюзии, социализации детей с особенностями развития, но и на улучшение качества жизни их семей. Большая заслуга здесь принадлежит институту наставничества.
Ирина ЛЕОНОВА, учитель-логопед школы №1321 «Ковчег», старший преподаватель МГПУ ИСОиП, руководитель ассоциации «Мир общения», сертифицированный специалист DIR/Floortime
Комментарии