Дошкольное образование как первый уровень образования находится в зоне особого внимания, так как в этом возрасте у ребенка закладываются ключевые навыки и умения, необходимые и значимые для успешности в будущем. Данные компетенции у ребенка формируются в образовательной среде, и частью ее является развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольных групп школы №1374 – открытая система, которая выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Она соответствует ФГОС ДО и является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В дошкольных группах нашей школы дети 3‑7 лет проводят значительную часть времени, и предметно-пространственная среда влияет на их эмоциональное, умственное, социальное и физическое развитие. Организация пространства группы способствует не только творческой активности детей, но и социальному взаимодействию взрослых и детей, детей друг с другом, педагогов и родителей.
Образовательная среда, созданная коллективом единомышленников, во-первых, полностью безопасна, во-вторых, подталкивает к диалогу и участвует в обучении. Трансформируемое пространство дошкольной группы, несомненно, помогает нашим детям расти самостоятельными и инициативными, думающими и активными, творческими и свободно делающими выбор, ни в коем случае не ограничивает возможности детей.
Предметно-пространственная трансформируемая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства каждой группы и развивает наших дошколят, учитывая особенности и потребности каждого ребенка.
И мы, педагоги, и ребята передвигаем мебель в группах с помощью колес в зависимости от потребностей.
Домик или модуль становится у нас центром совместной игры, а также может быть уголком уединения. Детские столики разного размера на колесиках дошкольники сдвигают друг под друга во время активных занятий и также легко раздвигают перед приемом пищи или перед лепкой, рисованием, конструированием, любой другой продуктивной деятельностью.
Благодаря такому распределению площади в одной группе ребята у нас одновременно рисуют или изучают правила дорожного движения, собирают большие конструкторы и конструкции. На большой игровой площади они занимаются несколькими делами одновременно, не привязываясь к одному конкретному и общему занятию, а уделяя больше времени тому, что им нравится.
Еще одним элементом нашего современного пространства являются подиумы, которые размещены вместо стационарных кроватей. Благодаря им спальни перестали быть закрытыми помещениями, куда дети могли попасть только во время сна, а стали открытой частью группы. Подиумы предоставляют нам дополнительные возможности для организации образовательной деятельности.
Каждый ребенок, который посещает такую группу, имеет возможность самостоятельно выбрать себе занятие и при этом не мешать своим сверстникам. Пространственная среда превратилась в гибкую и легко трансформируется в зависимости от интересов детей и конкретных задач воспитателя, что привлекает и вовлекает всех желающих в текущую деятельность. Очень важно, что пространство группы у нас стало местом для движения, где можно прыгать, лазать, в общем, делать то, что любят дети.
Преимущества трансформируемого образовательного пространства для нас очевидны. Это не только увеличение самого игрового пространства и организация оптимальной двигательной активности детей, но и возможность освоения образовательной программы каждым ребенком в индивидуальном темпе, развитие самостоятельности, проявление инициативы и творчества, совершенствование коммуникативных навыков.
Трансформируемое пространство помогло нам создать в дошкольных группах коворкинг-зоны, где ребята могут заниматься сити-фермерством, изготовлением прототипов с помощью 3D-ручки, кулинарным делом, декоративными работами, технологией моды.
Мы активно используем трансформируемую среду, для того чтобы дети приобретали соревновательный опыт, умение общаться со сверстниками и взрослыми, уверенность в себе и востребованность в социуме. Сформированные с помощью практических занятий в коворкинг-зонах актуальные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам подготовительных групп участвовать в чемпионате KidSkills и показывать достойные результаты.
Правильно организованная предметно-пространственная среда помогает нам формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования и позволяет создать условия для ранней профилизации, что дает новые возможности для интересной, насыщенной и качественной образовательной деятельности.
Ольга ЯГОДАРОВА, старший воспитатель школы №1374
Комментарии