Модель мира на экране монитора
Проблема номер один для преподавателей информатики – сохранить свой предмет в качестве самостоятельной дисциплины. Ведь в последнее время информатика все чаще интегрируется с математикой, физикой, химией, превращаясь лишь во вспомогательную область знаний. Новый учебник по информатике, который сегодня представляет сам автор, рассчитан как раз на отдельное преподавание.
Oдной из идей, которая позволит информатике занять достойное место в ряду классических фундаментальных дисциплин, является идея развивающего обучения школьников.
Суть предлагаемой концепции обучения информатике может быть сведена к нескольким утверждениям:
все, что окружает нас, и все, что происходит в мире, обусловлено тем, как мы умеем работать с информацией;
информатика в школе – это область знаний, где учат рационально работать с информацией;
на первый план выдвигаются методы и средства познания, формы обучения, которые предоставляют нам инструменты работы с информацией;
предлагается воспользоваться идеями системного анализа, который позволяет в общей системе выделить объекты и в зависимости от поставленной цели определить необходимый объем информации о них;
системный анализ позволяет в информатике реализовать объектно-ориентированный подход, в результате которого мы приходим к созданию информационной модели каждого элементарного объекта и всей рассматриваемой системы в целом;
далее необходимо осуществить исследование созданной информационной модели и выявить ее свойства и состояния, чтобы в дальнейшем получить возможность воздействовать на соответствующий реальный объект, изменяя и совершенствуя его;
исследование следует проводить на компьютерной модели, в специально подобранной для этого программной среде;
освоение современного инструментария информационной технологии в разных программных средах происходит в процессе решения конкретных прикладных задач; целью является не изучение конкретной среды, а использование ее возможностей при исследовании модели объекта или системы.
Курс “Информатика” – средство формирования логического мышления при одновременной активизации познавательной активности и развитии творческого потенциала.
В поддержку основных идей выдвинутой концепции развивающего обучения на уроках информатики к 1 сентября 1998 г. издательством “Питер” выпускается комплект учебников по информатике с 6-го по 11-й класс под моей редакцией. Каждый учебник сопровождается дискетой с контролирующими тестами по всем разделам конкретного учебника.
Учебник для 6-7-го класса. Закладываются основы информационной культуры школьника. В нем формируется системное представление об окружающем мире, об объектах, об информации, об аппаратной и программной частях компьютера как о средствах работы с информацией. Главная цель – научить детей анализировать реальные объекты и создавать их компьютерные аналоги. Изучается типовой инструментарий трех основных программных сред: системной, прикладной, среды программирования. Системная среда рассматривается на примере Windows 95 с позиций объектно-ориентированного подхода. Знакомство с прикладной средой осуществляется в графическом редакторе Paint. Здесь ученик получает возможность конструировать и моделировать предлагаемые в заданиях графические объекты. Освоение базового инструментария технологии программирования происходит в среде ЛОГО.
В учебнике 8-го класса продолжается изучение разделов, связанных с объектами и информацией, аппаратной частью компьютера, системной средой Windows, начатых на предыдущем уровне обучения. Этот учебник ориентирован на развитие у школьника логического мышления и системного подхода к осмыслению информационных процессов в обществе.
Рассматривается прикладная программная среда Works и технология работы в ней. Проводятся анализ и классификация информационных объектов, представленных в трех формах: текстовой, табличной и массивов данных. Для работы с каждой из этих форм представления информации изучается соответствующий инструментарий Works. Получает дальнейшее развитие линия, связанная с развитием логического мышления. Для решения логических задач применяется соответствующий инструментарий среды программирования ЛОГО.
В книге для 9-го класса продолжается изучение разделов, связанных с анализом объектов и формированием информационных моделей. Акцент при этом делается на обучении детей процессу исследования свойств и состояний разнообразных объектов. Для этого вводится новый раздел “Моделирование”. Этот раздел является итоговым и обобщающим при изучении базового курса информатики. Школьники осваивают анализ информационных моделей разной степени сложности с помощью изученного ранее программного инструментария, используя для этого метод поэтапного исследования. Попутно затрагиваются вопросы об интеграции документов, созданных в разных средах.
Новым является раздел “Технология работы в Internet”, где ученики приобретают навыки поиска информации в глобальной информационной сети, знакомятся с электронной почтой, основами HTML, учатся создавать Web-документы.
В основу учебника для 10-11-х классов заложена идея подготовки пользователя компьютера, владеющего базовой технологией работы в офисе. Курс рассчитан как минимум на еженедельное двухчасовое занятие на компьютере и предлагается как общеобразовательный уровень. При ориентации в школе на разную предпрофессиональную подготовку рекомендуется для гуманитарных классов.
Большое внимание уделяется основам издательского дела. Ребята изучают верстку в двух средах – текстовом процессоре Word и в профессиональной издательской системе Page Maker. В среде Power Point школьники получают возможность создавать рекламы и организовывать презентации. Технологию организации и хранения данных учащиеся осваивают на примере Access. В заключение рассматривается технология создания мультимедийного проекта с использованием всех изученных ранее сред.
Наталья МАКАРОВА, профессор, доктор педагогических наук, преподаватель Санкт-Петербургского университета экономики и финансов
C первого сентября самого первого учебного года ребенок слышит: “Школа – это не игрушки”. Вернувшись домой, он садится за уроки. И мама с папой ему говорят: “Пока не сделаешь домашнее задание, играть не пойдешь”. Или грозят – любимая машинка будет лежать под замком, пока не исправишь двойку. Постепенно малыша отучают, вернее, отлучают от игр. А ведь это неестественно, если учесть, что вся дошкольная жизнь ребенка проходит в играх – строит ли он дом из песка или прыгает через скакалку. В детском саду эту возрастную особенность учитывают. Слова складываем из кубиков, считаем разноцветными палочками. Английский язык учим, распевая песенку. Но уже в младших классах школы игры отходят на второй план.
Несмотря на то, что мотивация на уроке, одной из форм которой является игра, – классическое понятие педагогики, учителя относятся к играм настороженно. Во-первых, много времени уходит на подготовку, даже если речь идет об элементарной викторине. Во-вторых, не хочется тратить драгоценные минуты урока на “развлечение”, что-то необязательное. Другое дело, если игра органично входит в ткань урока, заменяет один из его необходимых элементов. Еще лучше, если можно не мучиться над разработкой занимательного материала, а просто следовать инструкции. Издательство АСТ попыталось объединить два этих “плюса” в проекте “Игры на уроке”. Причем это – не просто несколько разрозненных игр по математике или химии. Задумано выпустить методические пособия с описанием игровых способов передачи знаний по всем предметам и для всего школьного курса – с 1-го по 11-й класс. Планируются и рабочие тетради для ребят с правилами игр, объяснениями, как изготовить своими руками необходимые пособия к игре, и раздаточным материалом в качестве приложения.
Руководитель проекта “Игры на уроках” Виталий Гуцал рассказывает: “В пособия включены ролевые, имитационные, деловые игры, сложные и системные тесты. Ребята смогут получать и закреплять знания с помощью басен, пословиц, поговорок, шуток, песенок. Забавные “гиды” проведут школьников по страницам рабочих тетрадей. Самое главное – мы даем учителю возможность выбора. Например, если в методических рекомендациях дано 40 игр, не обязательно использовать все 40, ведь по каким-то темам материал хорошо усвоен и не требует закрепления”. Самая большая по времени игра проекта продолжается целый день в конце учебного года – вся школа соревнуется по всем предметам. В течение учебного года можно проводить совсем короткие игры, рассчитанные на 5-10 минут, и длинные, занимающие весь урок. При этом “короткометражки” – это подготовка к большой игре, соревнованию, театрализованному представлению.
Уже готовятся к печати первые книжки проекта – по биологии, математике, истории, граждановедению. Их авторы и научные консультанты – солидные ученые. Например, создание книги “Биология, 6 класс. Пособие для учителя” О.Леонтьевой консультировали доктора биологических наук Д.Кавтарадзе и Н.Красинская, а также С.Соловейчик. Буквально на днях в издательстве выходит методическое пособие “Дидактические игры и занимательные материалы для уроков математики в 1 классе” Р.Хацкевич и Л.Хрипач.
А теперь – самое главное. Редакция “Учительской газеты” и издательство АСТ объявляют конкурс! У всех наших читателей – от школьников до академиков – есть шанс включить свой уникальный кроссворд, или тест, или даже целый большой проект игры в эти методические пособия. С авторами лучших сценариев издательство заключит договор на публикацию.
Конкурс
Конкурс проводится по двум номинациям:
1. Лучший оригинальный сценарий урока-игры.
2. Лучший сценарий игры по какому-либо предмету.
Оценка представленных материалов будет осуществляться по следующим критериям:
– новизна и оригинальность,
– широта применения,
– простота изложения,
– возможность упрощения или усложнения игры.
Методика организации и проведения игр должна включать описание:
– цели,
– этапов игры,
– правил,
– требований к участникам,
– необходимой атрибутики и способов ее использования,
– принципов проведения игры,
– стимулов.
Укажите хронометраж, примеры ситуативных компонентов игры и обоснуйте ее познавательные задачи.
Проекты должны быть представлены не позднее 1 декабря 1998 года. Все они будут отрецензированы и возвращены авторам. Предварительные итоги будут подведены до 1 января 1999 года.
Список победителей по номинациям, а также лучшие проекты будут опубликованы в “Учительской газете”.
Призовой фонд от издательства АСТ включает денежные премии, поощрительные призы всем финалистам конкурса, комплекты книг издательства. А победители поедут в Соединенные Штаты Америки, где смогут опробовать свои проекты на американской ребятне!
Будут призы, конечно, и от нашей газеты, но пока это сюрприз.
Работы отправляйте в издательство АСТ по адресу: 129085, Москва, Звездный бульвар, 21. Редакция “Учебный проект” издательства АСТ. На конверте пометьте “Конкурс “Игры на уроке”.
Удачи всем!
Оксана Родионова
Комментарии