search
main
0

Информационные технологии рождают иной тип профессионального мышления

– Сегодня от владения компьютером в нашей гимназии освобождены только те, кто уже физически не способен это сделать. На самом деле ИКТ очень меняют жизнь, не надо думать, что внедрение компьютерных технологий – это простая штука, что сегодня мы издадим приказ, а завтра все построятся и сделают. Ничего подобного.

Я в гимназию №45 пришел 15 лет назад и в первый раз тогда сел за компьютер, научился всему тому, что теперь знаю. Могу сегодня сказать, что этот процесс уже стал рабочим. Думаю, что раньше овладевать ИКТ учителям мешала боязнь как раз того, что всех построят, заставят, поставив вопрос так: либо за две недели всему учишься, либо ищешь другую работу. Я считаю, что в случае с учителями это неправильно, у них должны быть другие мотивы. Прежде всего самый простой мотив: если ты этим не владеешь, то отстаешь от учеников, причем, возможно, навсегда, ведь в информационном обществе не владеть компьютером, причем не только на уровне печатной машинки, а на серьезном уровне, невозможно. Информационная эпоха по существу покончила со старым типом школы, по крайней мере должна была покончить. Сегодня прийти, например, на лекцию, не подготовив какие-то презентационные материалы, соответствующие материалы для детей, которыми они смогут пользоваться, то есть не выступив в роли навигатора, невозможно. Просто прийти и полтора часа рассказывать сказки бессмысленно.

Когда в гимназии мы реконструировали компьютерный центр, я туда ходил и радовался тому, что многое появилось. У нас и до этого был неплохой центр, но мы его обновили. Почти во всех московских школах есть должность заместителя директора по информационным технологиям, эта штатная единица не случайно была придумана. Именно этот человек должен вести информационную политику, но информационную во всех смыслах.

Электронный журнал у нас сделан своими силами, родители получают регулярно информацию, что очень огорчает учащихся. Они даже иногда пишут письма моему заместителю: нельзя ли предоставлять эту информацию родителям в среду, а не в пятницу? На что получают ответ: «А может, попробовать учиться?». У нас есть портал гимназии, на котором достаточно много материалов, вообще в стране 10 национальных образовательных порталов, где можно найти практически все что угодно, все, что необходимо и ученикам, и учителям. Поскольку мы вступаем в информационную эпоху, то должны формировать у детей критическое мышление, иначе они в информационном море утонут, ведь там можно найти все что угодно: различные версии одних и тех же событий, различные точки зрения, и, чтобы в этом ориентироваться, надо обладать навыками, отличающимися от тех, которые были необходимы в стандартном образовании прошлого.

Наши учителя, поскольку материалов все-таки еще недостаточно по многим предметам, очень многое делают сами, многое изобретают. Это вообще особенность, как я думаю, нашей культуры – от бедности очень часто приходится изобретать то, что в других местах уже кем-то сделано. Но, мне кажется, когда человек самостоятельно, пусть потратив больше времени, находит что-то и создает что-то желательно вместе с детьми, это стоит не в денежном выражении, а в моральном значительно дороже, чем когда берут готовый диск, вставляют в компьютер и пользуются тем, что уже до тебя сделали. Поэтому, например, у нас в гимназии предмет «Информационные технологии» построен таким образом, что дети должны обязательно создавать продукт.

К нам приходят молодые специалисты, выпускники наших вузов, в том числе педагогических, у них есть первоначальная версия, что если все перевести в режим презентации, все время детям что-то такое показывать, все время работать на компьютере в процессе урока, то это будет хорошо. На самом деле это будет плохо, потому что есть такие сюжеты, которые компьютером не заменяются, – непосредственное общение с детьми (особенно когда речь идет о гуманитарных предметах) и даже перелистывание страниц. Очень многие филологи, причем весьма и весьма уважаемые, как раз боятся, что переход на считывание текста с монитора серьезно вредит пониманию текстов. Мы сталкиваемся с тем, что очень многие дети сегодня не понимают тексты, в том числе и тексты русской классики. Современный ребенок может думать что угодно, но мы-то должны думать чуть больше. Я вижу, как дети изменились за 30 лет, уже не говорю о том, что сегодня в городах почти никто из современных детей не умеет ничего делать руками. Но, кроме всего прочего, известно, что развитие мышления непосредственно связано с деятельностью детских пальчиков. Речь идет о том, чтобы все-таки соблюдать какой-то баланс. Действительно, электронная книга – великолепная вещь (которая пока точно не всем по карману, в нашей стране во всяком случае), особенно когда ты куда-то едешь, а у тебя нет под рукой библиотеки. Но как не надо освобождаться от аутентичных знаний, точно так же не надо освобождаться от книг.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте