Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Общество

Информационная безопасность

А также святая наука - расслышать друг друга
УГ - Москва, №25 от 22 июня 2021. Читать номер
Автор:

Информационная безопасность – серьезная и актуальная тема. Но понимается она как педагогами, так и родителями наших детей узко. Как правило, обсуждение сводится к безопасности в Интернете и тем манипуляциям, которым подвергается ребенок в сетях.

Между тем проблема значительно глубже и шире. Сегодня манипулируют ребенком все кому не лень: радио и телевидение, политические деятели (при всем уважении к ним), религиозные конфессии, Интернет, молодежные субкультуры (от готов до нациков включительно), родители, ведь даже в одной семье могут быть люди, исповедующие разные взгляды, – верующие и атеисты, западники и славянофилы. Наглядно картинка выглядит так.

Следовательно, одной из главных задач современной школы является выработка у ребенка критического мышления, позволяющего поставить прочный заслон перед попытками манипулировать его сознанием. Эффективным методическим средством для решения этой проблемы является так называемый перевернутый урок.

Для начала для тех, кто не в курсе, поясню, что представляет собой современный «перевернутый урок». Например, готовясь к изучению новой темы, учитель-историк дает задания учащимся подобрать в Интернете документы эпохи, к которым относятся официальные постановления, доступная статистика, свидетельства очевидцев, запечатленные в письмах и дневниках.

Кроме того, ученики должны ознакомиться с различными, часто диаметрально противоположными, оценками изучаемого периода. После такой домашней подготовки на уроке между учениками разворачивается дискуссия.

Учитель здесь выступает не в роли ментора, заведомо претендующего на обладание истиной в последней инстанции, а в качестве модератора. Он следит за тем, чтобы учащиеся отличали фейки и мифы, те или иные оценочные суждения от исторической правды, не спешили делать окончательные выводы, исходя из единичного факта, но стремились анализировать всю их совокупность.

А еще учитель на деле исповедует принципы главной педагогической науки, суть которой сформулировал в прошлом калужский словесник Булат Окуджава: «Святая наука – расслышать друг друга».

Педагог бдительно следит за тем, чтобы ученики во время острой дискуссии не переходили на личности, опускаясь до оскорблений в адрес оппонента, не перебивали друг друга, предоставляя возможность каждому высказаться. Ведь задача дискуссии не победа идейного противника любой ценой, а совместный поиск истины. Такой урок выгодно отличается от политических телевизионных шоу, где взрослые солидные люди демонстрируют на голубом глазу образцы бесстыдного поведения вплоть до рукоприкладства.

Приведу конкретный пример. «Перевернутый урок» дает учитель истории Алексей Александрович Дружинин. Тема урока – «План построения социализма в СССР».

Я не стану подробно излагать содержание данного урока. Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Современные технологии позволяют это сделать. Урок записывался на камеру, и в методической копилке есть QR-код, позволяющий внимательно проследить за ходом происходившей дискуссии.

Если говорить обобщенно, то полемика развернулась вокруг проблемы форсированной модернизации молодого советского государства. Вопросы поставлены ребром: была ли альтернатива коллективизации и оправданна ли цена индустриализации в миллионы человеческих жертв?

Что меня порадовало больше всего? И ребята, отстаивающие традиционную точку зрения, заключающуюся в том, что иных источников модернизационного скачка, кроме как ограбить крестьянство, не было, но зато созданный промышленный потенциал обеспечил победу в ВОВ, и те, кто настаивал на бухаринской альтернативе, сошлись на том, что никакие прагматические результаты не оправдывают человеческие жертвы.

И еще одно. Оппоненты обращались друг к другу на «вы». В обычной жизни они друг с другом, конечно же, на «ты», но новое обращение (их никто специально этому не учил!) знаменовало собой уважение к точке зрения «другого», не разделяющего твои убеждения человека. Согласитесь, это дорогого стоит!

Несколько слов о педагоге. Алексей Александрович пришел в школу уже в достаточно солидном возрасте. Его первая профессия – специалист по сервису и туризму. В настоящее время успешно завершает обучение в педагогическом вузе по специальности «учитель истории и обществознания». По сути дела, педагог – молодой-немолодой специалист. Это означает, что любого учителя вне зависимости от стажа и опыта работы можно обучить данной методике. Было бы желание. Педагог на «перевернутом уроке» не пытался настроить всех своих воспитанников на одну волну. Как вы сможете убедиться, просматривая видеоматериал, на наших глазах развертывается жесткая дискуссия, где каждая из спорящих сторон использует в качестве аргументов суровые факты, не стремясь к их приукрашиванию. Что, на мой взгляд, полностью соответствует научному принципу историзма. Таким образом, то, что происходит на «перевернутом уроке», не просто популяризация истории, а именно привитие не историкам мужественного и трезвого взгляда на свое прошлое.

И последнее. Сегодня в распоряжении учителя существуют профессионально созданные методические материалы. Достаточно открыть телевизионный канал «Победа», где наглядно представлена Великая Отечественная война на всех ее этапах, даются детальное описание всех ее главных сражений, портреты и биографии полководцев, как наших, так и германских. Вспоминаю, как на заре своей педагогической деятельности разноцветными мелками вычерчивал на обычной доске все эти операции. Сегодня, славу богу, такой необходимости нет.

Но тогда в чем будет заключаться роль учителя? Включить плазму на уроке, отправить этот совершенный материал для повторного просмотра дома, составить проверочные тесты и на следующем уроке оценить полученные знания. И все? На мой взгляд, этого явно недостаточно. Такой формальный подход умаляет роль учителя.

Повторю, его главная задача – формировать у ребенка критическое мышление. А «перевернутый урок» такую возможность предоставляет.

Евгений ЯМБУРГ, директор школы №109, академик РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt