search
main
0

Инфанты наступают. Школа и семья бессильны перед болезнью современности

​Павел был поздним ребенком. Он родился, когда его родителям было по сорок лет. Поздние, к тому же единственные дети обычно самые избалованные. Олимпиада Васильевна и Иван Иванович очень боялись потерять сына (Павел довольно часто болел), всячески оберегали его. Даже в школу в соседнем дворе мать водила мальчика почти до пятого класса, пока Павел не запротестовал, причем при этом с ним случилась истерика. В четыре года малыша отдали в детский сад, а он к этому времени еще не научился самостоятельно одеваться. За год Павел так и не привык к детскому коллективу, и его пришлось забрать домой. Дома с ним занимались две бабушки и два дедушки.

Однажды, когда мальчику шел уже восьмой год, он попросил разрешения одному сходить в магазин. Взрослые очень удивились такой просьбе, словно Павел просил позволения самостоятельно доехать до Санкт-Петербурга. Разрешения не дали. А папа заметил: «Мы не даем ему никакой свободы, вот я в 7-8 лет не только в магазин ходил, но и дрова с отцом на даче пилил, картошку мог пожарить». Мальчика продолжали опекать все школьные годы. Мама нередко писала за него сочинения, папа выполнял задания по черчению, хотя Павел учился хорошо. Просто Олимпиада Васильевна беспокоилась, чтобы сын не переутомился. И в студенческие годы мало что изменилось. Кстати, на семейном совете было решено, что Павел будет поступать в Московский энергетический университет, где преподавал его дедушка, хотя юноше хотелось учиться на юриста. В 19 лет Павел женился на своей однокурснице, и молодая семья поселилась у его родителей. На работу юношу тоже устраивали родные. Однако больше полугода он нигде не задерживался. Молодому специалисту не хватало старательности и ответственности. Когда его жену спрашивали, почему они не спешат заводить детей, она отвечала: «У меня уже есть один ребенок, с двумя я не справлюсь». Эту жизненную ситуацию мы попросили прокомментировать кандидата психологических наук Бориса ТОМСКОГО. – Безусловно, Павел страдает инфантилизмом. Судя по всему, по вине опекающих его всю жизнь взрослых парень задержался в детстве. Они живут его жизнью, побуждая и его жить так, как они этого хотят. Искусственно тормозили его взросление. Все решали за Павла: во что играть, в какой кружок ходить, даже вуз выбрали они сами, облегчив поступление в него, потому что там работал дедушка Павла. Павел так и не вышел из подросткового возраста, он не научился самостоятельно принимать даже простые решения, а потом отвечать за них. Инфантильные люди боятся всего нового. Молодому человеку, видимо, и в голову не приходит уехать от родителей и жить отдельно. Да и зачем? Инфантов такая ситуация вполне устраивает. Не надо ни о чем заботиться. Все за тебя сделают родители, бабушки с дедушками. Вот только работать нужно самостоятельно, а к этому юноша не приучен. И вряд ли он станет хорошим специалистом. – А можно ли вылечить от инфантилизма уже взрослого? – Лечить таких людей трудно, но возможно, если сам человек захочет избавиться от этой проблемы, осознает такую необходимость. Мне всегда жаль таких людей, как Павел. По всему видно, что задатки в нем хорошие, он многого смог бы достичь. Но пока он ничего не может. Инфантилизм становится чертой характера, стилем поведения.  – В каком возрасте можно определить инфантилизм у ребенка? – В очень раннем трудно. В основном уже в подростковом. Обычно он наблюдается в преобладании интереса к игре над интересом к учебе, слабой воле, быстрой смене увлечений и настроения. Допустим, девочке или мальчику нужно готовиться к контрольной, но заставить себя заниматься не могут. И вместо этого они сидят несколько часов за компьютерными играми, болтают с друзьями по телефону. И если на другой день получат не ту оценку, которую могли бы получить, расстроятся, но и дальше не смогут себя заставить хорошо учить уроки. Ко всему подростки-инфанты относятся еще очень по-детски и этим заметно отличаются от нормальных сверстников. Следует заметить, что инфантильные дети часто имеют интеллект выше среднего. Им свойственны повышенная внушаемость, эмоциональная неустойчивость, зависимость от мнения, решения взрослых. – Что бы вы посоветовали родителям Павла, если бы они только сейчас обратились к вам за консультацией? – Прежде всего Павлу и его жене поселиться отдельно от родителей и жить только на свою зарплату. Весь груз ответственности взять на себя, как бы тяжело, особенно в первое время, ни было. С материальными трудностями тоже нужно справляться самостоятельно. Я знал одну такую семью, которая, по существу, продлила себе детство, причем даже не подростковое, а более раннее. Эта семья жила то у одних родителей, то у других. Мать девушки даже косметику ей покупала, целиком избавив дочку от походов в магазин. Оба отца были успешными бизнесменами. Но случилось так, что один из них умер, второй разорился. Молодой семье пришлось очень туго. К счастью, она выжила, но без помощи психолога не обошлось. – Родителям, очевидно, нужно осознавать, что их чрезмерная забота о детях может привести к тому, что они так и не научатся жить. Поэтому, безусловно, правильно поступает один из наших лидеров бизнеса Виктор Вексельберг, который полностью лишает своего сына материального довольствия, если тот сдает сессию на тройки. – Именно так и надо поступать. За рубежом это является нормой, а у нас как исключение. Чтобы не мешать взрослению ребенка, надо постепенно давать ему все большую свободу, возлагать на него более ответственные обязанности, давать все больше свободы. Скажем, меня мой дед научил столярному делу. Если в 4-5 лет я просто подавал ему инструменты, то в 15 уже мог самостоятельно сделать стул, да еще с резной спинкой. В школу ходил один, в вуз сначала подал документы, а потом сообщил об этом родителям. Хочу заметить, что лучшее лекарство, которое полностью излечит парня от инфантилизма, – это служба в армии. Я служил и сам видел, как маменькины сынки становились мужественными и уверенными в себе. – Борис Борисович, скажите, пожалуйста, участие в волонтерском движении тоже способствует социализации, а значит, и избавлению от инфантилизма? – Оно, конечно, помогает. Отрадно отметить, что добровольчество в нашей стране принимает все более массовый характер. Ребята, молодые люди бесплатно ухаживают за больными, обустраивают детские площадки, участвуют в тушении лесных пожаров (конечно, уже в совершеннолетнем возрасте), ищут пропавших людей. При этом волонтеры учатся милосердию, состраданию, умению работать в команде, ответственности. Этому, живя под родительской крышей, вряд ли научишься. – До сих пор родители и учителя никак не могут прийти к единому мнению, с каких лет следует ребенка отдавать в школу. С шести или с семи, а может быть, с пяти, учитывая раннее интеллектуальное развитие? – Считаю, что с шести лет ребенка можно отдать в первый класс только тогда, когда он по уровню психического и умственного развития не отличается от семилетнего, а в каких-то случаях и с восьми. Главное, чтобы сын или дочь были готовы к школе психически, шестилетки в большинстве своем еще очень инфантильны, хотя и умеют хорошо читать и многое уже знают. Они могут остаться маленькими детьми и в выпускном классе. У них интерес к игре преобладает над интересом к учебе, как говорят психологи, такой школьник не наигрался, его рано лишили детства. – В научной литературе в последнее время появились любопытные исследования. Ученые пришли к выводу: якобы в недалеком будущем наша планета будет заселена в основном инфантилами. Может быть, потому что люди отучиваются делать что-то своими руками? Уже сейчас многое делают за нас машины. А вот, скажем, Екатерина II в свободные минуты не сидела сложа руки, а шила, вышивала, вязала. Выпускницы института благородных девиц тоже всему необходимому для будущей матери и хозяйки были обучены. А нынешние мужчины часто и гвоздя не могут вбить, не то чтобы дом построить. – Именно так. В основе воспитания детей в прошлые времена был труд. Всем прививалось трудолюбие независимо от того, к какому сословию ребенок принадлежал. А сейчас бывает и такое, что не только парень, а и девушка не может пуговицу пришить. Сегодня дети по мере взросления убеждаются, что оставаться инфантилом даже удобно, выгодно, и стараются им остаться до конца жизни. В самом деле, ученые пришли к неутешительному выводу: человечество идет по пути акселерации и инфантилизма. Люди становятся более развитыми физически. Но чем быстрее они развиваются физически, тем больше замедляется их развитие как личности. В 16 лет подростки уже готовы к деторождению, но по уровню мышления, по отношению к жизни они остаются детьми, совершают поступки, которые можно ожидать только от десятилетних детей. Если это будет происходить все чаще и чаще, то наша планета и впрямь окажется населенной физически хорошо развитыми, но социально незрелыми людьми. Их так и называют – «взрослые дети». Советы родителям1. Родителям следует избегать как «оранжерейного», так и излишне строгого, деспотичного воспитания. В первом случае детей как бы оберегают от взросления, задерживают их социализацию, во втором – лишают всякой свободы, возможности развиваться как личность. 2. Инфантильные ребята предпочитают компании более младших детей, поэтому им нужно помочь подружиться со сверстниками. 3. Никогда не делать за ребенка то, что он может делать сам. 4. По мере взросления предоставляйте детям все большую самостоятельность. Следует дать им возможность испытать отрицательные последствия своего неправильного поступка, не допуская при этом экстремальных ситуаций. 5. Не жить за ребенка, а дать возможность ему жить самому, самостоятельно искать смысл жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте