search
main
0

Инесса ВЯНЧКУС, учитель химии (Латвия): Мы нуждаемся в менторах

​В Латвии в школах работает мало молодых педагогов, а молодых педагогов-мужчин совсем немного. Этому есть несколько причин: низкие зарплаты, низкие пенсии. Не освобождаются места в школе, потому что педагоги-пенсионеры остаются работать, среди соискателей много педагогов с большим опытом работы. Это связано с тем, что маленькие школы ликвидируют, поэтому столько педагогов, как раньше, сейчас не нужно.

В Латвии не все студенты, которые учатся на педагогов, становятся  потом учителями или воспитателями детских садов. Проблема в том, как я считаю, что в эту программу принимают слишком много студентов, что  высшее  педагогическое образование легко получить. Многие юноши с самого начала знают, что в школе не будут работать, полученное ими  образование так хорошо, что этих юношей охотно принимают на работу и в банки,  и в полицию,  и  в конторы. С моего курса, где я училась на  учителя химии, учителем работаю я одна, другие трудятся в реставрациях, гостиницах,  в налоговой инспекции – нас принимают везде.Но есть и другая сторона: не всякий выпускник на самом деле получает работу в школе, даже если он хочет пойти туда, потому что не все директора хотят видеть таких молодых педагогов в своей школе. Они предпочитают педагогов с опытом работы, боятся принимать на работу молодых женщин, потому что они могут уйти в декретный отпуск или, если у них есть дети,  будет много больничных. Такая ситуация не во всех школах, мне, например, очень повезло с моей, я учителем стала во время учебы в магистратуре, многие мои коллеги пришли работать в школу сразу после бакалавриата и продолжали учебу в магистратуре. Наш директор  оценивает нас  не по опыту работы, а  по уровню подготовки.Проблема, с которой сталкивается молодой педагог, – слишком большой объем документации, которую надо заполнять во время работы. Пока ты только стажер, тебе надо только подготовиться к урокам, составить план урока, чисто теоретически знать, как заполнять классный журнал. Но как только ты становишься полноценным учителем и классным руководителем, тебе нужно собрать информацию о детях,  делать инструктажи, проводить родительские собрания, заполнять журнал, а  к концу семестра – таблицы успеваемости. Получается, что в один миг ты сталкиваешься с большим объемом документации, для тебя  все  это новое, поэтому можно испугаться и уйти из педагогики. Хорошо, если есть отзывчивые коллеги и руководство школы, но чаще всего опытные коллеги даже не представляют, что молодой учитель может что-то не знать.Ко всем бумагам добавляется большая психологическая напряженность. Во-первых,  сложно вхождение в коллектив,  нужно понять, какая тут система, насколько отзывчив каждый коллега или есть коллега, к которому можно обращаться в определенные дни в зависимости от его настроения. Легче, если стажировку молодой педагог проходил в той школе, куда он пошел работать, но если нет, все неизвестное. Во-вторых, нужно войти в новый кабинет, где прежде был другой учитель со своим порядком, который тебе не всегда подходит. В-третьих, молодой педагог вынужден сталкиваться с негативным отношением родителей – им кажется, что этот молодой человек ничего не знает, делает все неправильно. Много критики, но никто не учил молодого педагога, как себя вести, когда на тебя нападают родители. В-четвертых, если начинаешь работать в начальной школе с первого класса, это гораздо легче, чем пытаться на первом году работать с третьим классом, потому что надо сломать привычку детей к требованиям прежнего учителя и приучить к своим. Но помимо всего негативного есть и  много позитива. Я думаю, что в школе множество новых идей вносят молодые педагоги. Они критичнее подходят к тому, какие знания и как преподнести современным детям. У молодых педагогов больше опыта работы с новыми информационными системами – они их чаще использовали, когда учились сами, и они быстрее к ним привыкают. Поэтому педагоги постарше могут к ним обращаться за советом и поддержкой. Молодые педагоги ищут больше информации в Глобальной сети, мы все знаем, что жизнь меняется быстрее, чем печатают новые книги. Учебные методы разнообразны у молодых, у них больше парной или групповой работы с детьми, это  то,  что они  сами использовали во время учебы. У старших педагогов такого опыта нет, они учились во времена, когда главным занятием была лекция. Молодые педагоги чаще посещают дополнительные занятия, проводят больше экскурсий, посещают музеи, концерты и другие заведения, потому что еще не устали. Чтобы молодые педагоги легче осваивали жизнь в школе, я думаю, что нам в Латвии нужна дополнительная поддержка школьного психолога и такой педагогический крестный –  человек, который ознакомит молодого коллегу с жизнью школы, поможет в подготовке документов советом. В Латвии такие люди-менторы есть, но только для тех, кто меняет профессию: был химиком, а теперь думает, что может дать знания в школе, и поэтому будет  учителем химии. А тем, кто окончил учебу как педагог, менторов не дают.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте