Улучшение качества обучения в сельских школах – одна из важнейших задач модернизации образовательной сферы страны. Именно этому вопросу было посвящено трехдневное Всероссийское совещание «О мерах обеспечения прав детей, проживающих в малых и труднодоступных сельских поселениях, на получение качественного общего образования», прошедшее в Якутске.
В нем приняли участие представители педагогической общественности из Камчатского, Хабаровского и Красноярского краев, Иркутской, Свердловской, Читинской, Магаданской областей, Республики Бурятия и Еврейской автономной области.
Как отметил заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина, труднодоступность школ – «это не индульгенция для несоблюдения стандартов образования». С его точки зрения, сегодня любой ученик имеет право на квалифицированного учителя, на современный учебный процесс, на соответствующие культурно-бытовые условия и нормальную среду общения со сверстниками. С другой стороны, эту проблему довольно сложно решить тем регионам, в которых из-за особенностей инфраструктуры и территории большая часть школ расположена в сельской местности.
Например, в Республике Саха таких школ 73%. Кроме того, в труднодоступных местах находятся 40% детских садов. При этом около 30% общеобразовательных учреждений региона являются малочисленными или малокомплектными. Чтобы попасть на уроки, ученикам 120 школ республики приходится преодолевать расстояние от 50 до 550 км, а в некоторые из них можно добраться только по «зимнику».
Министр образования Якутии Феодосия Габышева отметила, что сейчас все усилия как региональной власти, так и сельских школ направлены на повышение уровня образования, предоставляемого ученикам. Здесь строятся дороги, закупается транспорт для подвоза детей, развивается система пришкольных интернатов, образовательные учреждения учатся использовать новые учебные технологии. Напомним, что Республика Саха стала в 2007 году одним из победителей конкурса субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, и только в 2007 году получила на эти цели из федерального бюджета более 215 миллионов рублей.
По итогам совещания принята резолюция, в которую вошли основные подходы, ведущие к решению проблемы обеспечения сельских школьников качественным образованием. Это развитие образовательных учреждений различных типов и видов (в том числе интегрированных: школа – детский сад, сельский образовательно-православный комплекс, сельская школа полного дня, межшкольный учебно-производственный комплекс), переход от автономного существования школ к работе в единой системе с помощью последних коммуникационных технологий. Кроме того, регионам необходимо развивать взаимодействие школ с сельхозпредприятиями и вузами, в том числе педагогическими, чтобы обеспечить сельским ученикам возможность профильной подготовки.
Комментарии