search
main
0

Индивидуальный подход. Здоровьесберегающие технологии как необходимый аспект в обучении и воспитании детей

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И конечно, самые уязвимые – дети. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается.

Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, особенно среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Остается серьезной проблемой заболеваемость туберкулезом. Выявлено нарушение осанки, различные сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеет нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревоге, агрессии, правонарушениях. У детей раннего возраста наблюдаются социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах. Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса  является сбережение и укрепление здоровья учащихся.Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся. Основные критерии здоровьесберегающих свойств педагогической технологии: – успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления);- показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры);- социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).С чего начать свою работу в данном направлении?В первую очередь необходимо составить карту здоровья каждого ребенка, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются; опираясь на карту, определить уровень интеллектуального развития (низкий,  средний, высокий). Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход. Это позволит решить главную задачу педагога, повысить учебную мотивацию через создание благоприятной образовательной среды: атмосферы доброжелательности, ситуации успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации (поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между учителем и учеником).Построить эффективные, психологически комфортные взаимоотношения поможет  творческий подход к образовательному процессу (применение нетрадиционных, активных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности, например, использование информационных технологий, средств ТСО). Создание на уроке положительного эмоционального настроя обеспечивает успешную деятельность, повышает работоспособность и снижает утомляемость. Смена форм проведения урока  от классического до нестандартного снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти свою нишу. Проводя нетрадиционные уроки, особенно связанные с применением компьютерных технологий, слабым ученикам заранее даю задание сделать маленькие сообщения. Это всегда успех. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.Мнение экспертаЕлена КУЗЬМИНА, учитель начальных классов средней школы №26 города Стерлитамака Республики Башкортостан, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010»: – Практически полезный материал. Готовый доклад для учителя на методическом объединении, родительском собрании. Неплохая подборка упражнений, особенно для первоклассников. Если учитель все это выполняет, детки точно будут меньше болеть.​Наталья ЛАРИНА, учитель начальных классов средней школы №24 Кемерова, победитель XIV конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте