search
main
0

Имя в газете

К 130-летию со дня рождения Н.Крупской

В кабинете главного редактора “Учительской газеты” Надежды Михайловны Парфеновой все годы висел портрет Надежды Константиновны Крупской, которая была для нее Главным учителем, Наставником, примером самоотверженного служения делу. Нам тогда казалось, что Надежда Михайловна, возможно, даже неосознанно, старалась походить на своего старшего товарища и своим аскетизмом, и манерой скромно одеваться. И еще она старалась быть истинной продолжательницей педагогических идей Крупской.

Когда-то в ранней молодости Надежда Парфенова работала заведующей школьным управлением в Наркомпросе, и ее непосредственной начальницей была Крупская (которую в 1929-м назначили заместителем наркома просвещения). Помнится, Парфенова с особой теплотой вспоминала те годы работы и общения с “выдающимся педагогом советской школы”. Именно так называла Надежда Михайловна Крупскую. Бывая в школах страны, Парфенова часто там рассказывала о Крупской и писала о ней в письмах учителям, которые создавали школьные музеи Крупской. Жаль, но именно в нашей газете так и не были опубликованы эти воспоминания.

Зато каждый год в канун дня рождения Надежды Константиновны обязательно публиковались о ней статьи, воспоминания тех, кто с ней встречался, научные исследования, посвященные осмыслению педагогического наследия. “Учительская газета” считала себя причастной к жизни и педагогическому творчеству Крупской еще и потому, что сама Надежда Константиновна в 20-30-е годы время от времени публиковалась в нашей газете, печатались ее выступления на различных съездах, конференциях. В 1969 году номер за 25 февраля был целиком посвящен столетнему юбилею Н.К.Крупской.

Листая подшивки “УГ” за прошлые годы, можно составить полное представление о Крупской как о крупнейшем теоретике советской педагогики.

Многие подзабыли, а молодые учителя и не знают, что Надежда Крупская уже в четырнадцать лет начала давать частные уроки. По окончании гимназии она была репетитором в пансионате Оболенской. Молодая учительница умела очаровать детские сердца и стать кумиром для своих воспитанниц. Для них наступали самые лучшие времена, когда она раскрывала перед ними книгу “Литературные вечера” и читала отрывки из лучших произведений русских классиков.

Мало кто знает, что одной из учениц Крупской была дочь писателя Короленко. Потом Владимир Галактионович скажет о ней: “Такая учительница всегда будет любима учениками”. Именно такой запомнила своего любимого педагога Мария Карловна Куприна, жена знаменитого русского писателя, которая считала, что ни у одного из ее последующих педагогов не было такого чудесного дара проникать в душу ребенка.

Надежда Константиновна с удовольствием преподавала в так называемых смоленских классах, где обучались рабочие и работницы. Здесь она создала свою собственную методику “Пять лет работы в вечерних смоленских классах”. Она учила “уметь сливать свою жизнь с общественной, благодаря чему личная жизнь обогащается, становится глубже и ярче”. Надежда Константиновна лично занималась разработкой концепции букварей для взрослых. А спустя некоторое время дала собственную оценку первых советских букварей. Один из них начинался с обобщенного политического материала: “Мы не рабы”, “Советы – набат народа”. Оппоненты возражали против политической тематики, потому что неграмотным трудно ее воспринимать. На это Надежда Константиновна сказала: “А разве наша жизнь не ставит политических вопросов перед ними?”

Крупская разработала проблему коренного изменения содержания обучения, при этом она учитывала мнение учителей-практиков. Она не признавала раз и навсегда усвоенной истины. А саму педагогику рассматривала как науку, непрерывно развивающуюся.

Многие современники Надежды Крупской говорили о гуманистическом характере ее педагогики. Ее педагогические идеи основывались на коллективизме. Надежда Константиновна считала, что в коллективе у детей исчезает чувство беззащитности и одиночества, они привыкают жить интересами других.

Высшая аттестационная комиссия Наркомпроса РСФСР в 1936 году присвоила Н.К.Крупской ученую степень доктора педагогических наук. Еще раньше А.Луначарский отмечал, что “основная колонна нашей просветительской системы, общее направление послереволюционной школы выстроены на базе педагогических мыслей Надежды Константиновны”.

Много внимания Крупская уделяла трудовому обучению в школе, она предлагала связать обучение с производительным трудом. В итоге ею был создан труд, описывающий идею трудовой школы. В этом контексте она дала принципиально новую оценку мыслей Жан-Жака Руссо о роли труда в воспитании ребенка.

В наше время, обращаясь к педагогическому наследию Крупской, учителя и ученые находят в ее трудах идеи демократизации школы, управления народным образованием в целом. Эту проблему она связывала с организацией ученического самоуправления, с участием народа в перестройке школы.

Крупскую часто представляют сухим, малоэмоциональным человеком, но и те, кто был с ней знаком, включая Н.Парфенову, и ее педагогические труды говорят об обратном. Вот что она писала о великом педагоге-гуманисте Льве Николаевиче Толстом: “И столько поэзии в педагогических статьях Толстого, столько страстности, что для пережившего эти статьи педагогическая деятельность не может уже быть скучным ремеслом, а станет деятельностью творческой, преисполненной глубоких тревог и радостей”.

Сегодня педагогические труды Крупской, ее деятельность как одного из первых и значительных советских просвещенцев подвергнуты забвению. Ее книги не переиздают, а те, что когда-то были изданы, задвинуты в глубины библиотечных шкафов. И все-таки она оставила значительный след в истории становления советской школы. Многие ее идеи (о чем мало кто подозревает) живы и поныне. И к ее наследию, которое, как ни странно, так и не было до конца изучено (осталось множество неопубликованных работ), наверняка вернутся. С позиций истории, с позиций сегодняшнего времени.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте