Городское начальное училище имени М.В.Ломоносова было открыто в Нижнем Новгороде в 1913 году. В течение трех лет здание для него строилось по проекту лучшего нижегородского архитектора Николая Вешнякова в самом лучшем месте Нижнего Новгорода – на высоком берегу у слияния Оки и Волги, напротив Стрелки и знаменитой Нижегородской ярмарки.
Хотя к 1913 году в Нижнем существовало множество учебных заведений как казенных, всесословных, так и частных, для детей привилегированных классов, было несколько реальных училищ, организованных по инициативе и на деньги жертвователей, действовали начальные двух- и трехклассные училища при церковных приходах, открытие училища имени Ломоносова было событием значительным. Подтверждение тому находим в официальном печатном органе того времени – ежедневной газете «Нижегородские губернские ведомости». Из краткого отчета, опубликованного 30 сентября 1913 года, узнаем, что «на торжественном открытии присутствовал весь состав городской управы, а речь произносил городской голова И.В.Богоявленский. По случаю открытия был совершен молебен. Здание было освящено священниками-законоучителями отцом Миловским и отцом Батистовым». Почему же событие вызвало столь большое внимание со стороны власти и общественности? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории нижегородского просвещения. Образование в то время было действительно доступным и многовариантным, однако училище имени Ломоносова должно было стать лучшим, прогрессивнейшим из всех аналогичных учебных заведений. Планировалось, что учиться там будут дети из всех сословий, но особенное внимание будет оказываться проявившим способности детям беднейших слоев. Нужно учесть, что мысль о необходимости просвещения народа как единственном пути улучшения жизни, высказанная в конце XIX века Чеховым и Толстым – писателями, имевшими огромное влияние на интеллигенцию страны, стала общенациональной идеей, поэтому на образовании (ни на строительстве школьных зданий, ни на зарплате педагогов) не экономили. В училище Ломоносова особым образом подбирался коллектив преподавателей, ни Передоновых, ни Беликовых туда не брали. Одним словом, идея была очень хорошей, но… вскоре началась война и спутала все карты. В 1914 году занятия в училище были приостановлены, классы расформированы по ближайшим училищам, а в здании размещен лазарет 32-го сводного эвакуационного госпиталя. После того как госпиталь перевели ближе к фронту, Ломоносовское училище продолжило свою работу, но уже просто как обычное городское училище. После 1918 года, когда все учебные заведения вошли в систему Наркомпроса, училище перестало быть начальным, ему присвоили номер 31, и только местные жители по старой памяти продолжали называть его Ломоносовским. Некоторое время в здании располагалась контора, затем его опять вернули образованию. Вплоть до начала перестройки в здании, получившем статус памятника архитектуры (как образец рационального модерна), располагалась начальная школа №38, некоторое время оно пустовало, и только в 1992 году на его фасаде вновь появилось имя Ломоносова, здесь стала размещаться первая в Нижнем Новгороде частная школа – негосударственное образовательное учреждение для детей весьма состоятельных родителей. Несмотря на специфический контингент учащихся, руководство школы старалось следовать первоначально выбранной концепции – содействовать развитию творческих способностей, в основном гуманитарно-художественных, и имя Ломоносова, взятое, так сказать, по наследству, некоторым образом соответствовало имиджу. О Ломоносове здесь знает каждый учащийся. Каждый год в ноябре в школе проводится Ломоносовская декада, в течение которой проходят предметные олимпиады, викторины, выпускаются газеты, посвященные Ломоносову. Уже в начальных классах дети получают первые сведения о биографии ученого-энциклопедиста и его роли в отечественной науке и культуре. Красивый актовый зал, где проводятся все торжественные мероприятия, украшает большой портрет Ломоносова, а чествование победителей Ломоносовской олимпиады, на которое приходит множество гостей, обычно проводится в стилистике золотого века просвещения. Нижний Новгород
Комментарии