search
main
0

Импульс новой волны. Система не для винтиков

Анжелика ГУДЕНКО первый год руководит лицеем №1 Петрозаводска. Директором она стала в непростое время: в 2016 году за считанные месяцы до выпускных экзаменов была приостановлена аккредитация лицея в отношении уровня основного общего образования. На тот момент новость означала, что выпускники 9-х классов не получат свидетельства об окончании основной школы! Такой неприятный сюрприз преподнесли детям всего за четыре месяца до завершения прошлого учебного года. Под удар попал лицей, который три года подряд входил в число 500 лучших школ России.

После процедуры конкурса на должность директора была назначена Анжелика Гуденко, возглавлявшая ранее Центр развития образования Петрозаводска. Человек, который тревожился за судьбу учебного заведения и коллег – много лет Анжелика Витальевна преподавала здесь историю и обществознание. Вернувшись в лицей в новом статусе руководителя, работу у школьной доски она не оставила.- Мне еще есть что сказать детям. Особенно важны те единение и понимание, которые рождаются в классе как с учениками, так и с коллективом, – говорит Анжелика Гуденко в директорском кабинете, где звонящий телефон не умолкает ни на минуту. – Хочется видеть лицей прежде всего как родной дом. Нам многое удалось сделать за год. Самое важное – это переключить сознание коллег на работу в команде. Сама же я люблю историю и хочу, чтобы дети любили ее также. Конечно, и в моем классе появляются неважнецкие оценки, из-за чего переживаю. Проверять тетрадки успеваю только ночью, но у меня принцип – к уроку все работы должны быть проверены. Меня удивило, что за несколько лет в лицее отказались от многих успешных практик. Не нужно было создавать что-то новое, тратить силы, важно было просто поддержать. Почему это произошло? Не знаю. Сейчас у нас нет площадки для детско-взрослого откровенного разговора. Но была же замечательная открытая кафедра – это уникальный опыт, которым мы со всеми делились. Происходящее отчуждение детей от взрослых страшно. Не должно быть его и от результата, и от процесса. Нельзя быть винтиком! И детям важно говорить, быть услышанными! Меня удивило и порадовало, как ученики, например, откликнулись на вопрос «Учительской газеты» о социальных сетях (см. «Эпицентр» в №6 от 7 февраля). Так что создание пространства для диалога взрослых и детей взяла себе на заметку.- Расскажите об идее лицейской конференции, которая прошла в конце апреля.- В ее организации нам удалось избежать избитых вещей. Например, скучного названия «научно-исследовательская конференция». Дети могут, конечно, привнести в работу элемент новизны, но это их личная новизна, для них новое, а в целом для научного сообщества – дело относительное. Мы даже в этом избегаем штампов. У нас конференция юных исследователей «СамПо» расшифровывается как «CАМостоятельный ПОиск», но в 2017 году мы стали не просто лицейской, а городской площадкой 1. – Анжелика Витальевна, вы несколько месяцев возглавляли Центр развития образования Петрозаводска, и именно тогда возникла идея создать несколько подобных площадок, где школьники занимаются исследовательскими работами…- Именно эта идея в лицее и получила развитие! К тому же мы стали понимать, что все это заложено в федеральном государственном образовательном стандарте. Это не просто на нужной волне исполнение, а такова нынешняя реальность – то, что заложено в стандарте, требует этих площадок, их должно быть много. Не все дети могут попасть на уровень города, республики или России. Поэтому так нужны и важны площадки на уровне образовательных организаций внутри города. Дети должны иметь возможность презентовать то, что они сделали. – Или сделали их родители. Бывает же и так?- Не надо жить в культуре видимости. Мы резко осуждаем этот порок, когда встречаемся с ним где-то наверху, но прежде всего считаю, что нужно спросить с себя самого. Поэтому первую половину года мы работали с программой развития лицея, выстраивали общение в коллективе, наши учителя стали осознанными ее соавторами. Завершая год ученической конференцией, семинаром для заместителей директоров и защитой планов-проектов восьмиклассников, мы, говоря о проектно-исследовательской деятельности учеников, настаиваем, что в этой работе необходима поддержка семьи, но не в написании работ за ребенка, а в разумной помощи. Есть вещи, которые мы уже прожили, прочувствовали и можем это объяснить, поэтому если наш опыт кому-то полезен, мы готовы им делиться. Много информации есть на сайте лицея www.lyceum1.net/. Мы готовы к сотрудничеству и вопросам.- Что удалось сделать за истекший год?- Времени на философствование и погружение в эту тему у меня не так много – разве только ночью. Этот год для меня лично стал одним большим днем. Если бы не ежедневник, в котором все распланировано, я бы с трудом сказала, что и когда произошло. Если говорить о результатах этого года – нам удалось создать административную команду, в которой я как руководитель не над всеми, а вместе. Получилась мощная управленческая команда, в которой руководители кафедр поменялись почти на половину, зато научно-методический отдел стал органом управления, и он действительно управляет! Поэтому все обсуждения, которые там проходят, будут воплощены в реальные дела, а не останутся словами. Такое видение ситуации от учителей до руководителей, от учеников до родителей – это самое ценное из того, что сейчас происходит в лицее. Дальше с этим можно работать и реализовывать любые планы. Уверена, за сиюминутные, поэтапные и конечные результаты при таком подходе нам не будет стыдно – там не будет ничего исполнено искусственно или для «галочки». Я боюсь этой видимости! Даже на примере одного события можно показать, что наш управленческий подход стал более системным. В этом году мы возобновили свое сотрудничество с Ломоносовской школой (бывшей гимназией №37)2. И увидели, какой ресурс можно подтянуть. А почему бы и нет? Это не для «галочки» сделанная вещь, а то, что работает на нас. Мы понимаем, что без активного поиска возможностей, которые есть везде, нам придется сложно. Что, например, мы можем сделать вместе с Гимназическим союзом, в который вступили в этом году? Это элемент профессионального обучения для наших педагогов, а также техника, которую мы получили по проекту. Она поможет нам создать информационно-методический центр лицея. Всегда была ясна его необходимость, но сейчас мы нашли ресурсы для этого. Одна идея рождает новую инициативу, и никак нельзя это бросать на полпути, тем более что в таких моментах федеральный государственный образовательный стандарт нас только поддерживает.- Получается, инициатива идет еще от самого коллектива?- Да, и те, кто работает и показывает результат, получают достойное финансовое вознаграждение. Не могу обещать, что подобный уровень материальной поддержки сохранится, но мы делаем все, что можно спланировать и предусмотреть в плане финансовых гарантий учителям.- Что в этом году вас поддержало или порадовало?- Традиционно – участие в олимпиадах и конференциях, конкурсах. Лицей продолжает оставаться одним из лидеров. Мы бы не отказались быть абсолютными лидерами, но все-таки я понимаю, когда в городе есть конкуренция – это здорово, она помогает работать еще лучше. Рада, что Юлия Габучева, мой заместитель по учебно-воспитательной работе в научно-методическом направлении, пришла работать в лицей, увидев для себя возможность профессионального роста. Это очень системный, четкий человек, который будет сопровождать наши конференции, олимпиады, конкурсы, напрямую взаимодействует с учителями и учениками, семьей, кафедрами. Поэтому на данный момент у нас расширился список конференций и конкурсов, в которых участвует лицей. Мы определили свои приоритеты. Один из них – наше взаимодействие с Высшей школой экономики в Москве. Мы перешли к реальным проектам для школьников в рамках этого направления, нашли для себя Всероссийскую выставку образовательных учреждений, лауреатом которой и стал лицей. Повторюсь, мы не подгоняем результаты под определенный формат, а используем возможность участия как ресурс для улучшения своей работы, создаем импульс.Лицей, конечно, многопрофильный, и у нас акцент на академическую успеваемость и успешное взаимодействие с профильными высшими учебными заведениями. Но мы развиваем и спортивное направление – презентовали себя как школу – спортивную площадку на городском, республиканском и российском уровнях. Сейчас подготовили целый пакет документов на Всероссийский конкурс по созданию спортивных клубов.Приятно, что наша учительница математики и информатики Алена Шкадрович стала победителем городского конкурса «Педагог года Петрозаводска»-2017 в номинации «Дебют», а учитель английского языка Наталья Иванова достойно представила лицей на городском уровне. Это неполный перечень того, что помогает нам гордиться этим годом.Петрозаводск, Республика Карелия_____________1 См. статью Марии Голубевой «Гимназия с характером» в №24 «Учительской газеты» от 14 июня 2016 года. См. статью Марии Голубевой «Петрозаводский лицей представил проектную деятельность школьников в контексте ФГОС в теории и на практике» на нашем сайте www.ug.ru/news/21698. 2 См. статью Марии Голубевой «Гимназия с характером» в №24 «Учительской газеты» от 14 июня 2016 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте