Особое место в системе организационных форм и приемов обучения обществознанию принадлежит учебным играм. Еще советские педагоги отмечали, что использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивает интеллектуальную и эмоциональную сферы учащихся. Ролевая игра рассматривается как особая форма организации коллективной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой ученики совершают целенаправленные игровые действия в моделированной (воображаемой) ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределяемыми ролями.
Как руководителю районного методического объединения учителей истории, мне часто приходится бывать на уроках коллег, в том числе и на уроках, где применяются ролевые игры. Самая распространенная ошибка – отождествление ролевой игры с инсценировкой. Некоторые учителя пытаются составить текст ролей, добиться безукоризненного знания их учащимися, т.е. отрепетировать ход игры. При этом игра с ее непринужденной атмосферой и возможностью широкого диапазона действий перестает быть игрой и превращается в театрализованное представление, и тогда от ее участников не требуется самостоятельных выводов.
Игра – это всегда импровизация, поэтому заранее могут распределяться только основные роли, требующие предварительной работы с дополнительными источниками, остальные роли распределяются в начале игры.
Существенным вопросом для организации ролевой игры является определение ведущего – учитель или ученик? Из собственного опыта знаю, что в сильном классе эту роль лучше отдать ученику.
Виды ролевой игры могут быть самыми разными: уроки-суды, уроки-путешествия, ток-шоу, пресс-конференции и т.д. Эффективность ролевой игры зависит не только от уровня сформированности знаний, умений и навыков, но и от соответствующей психологической подготовки учащихся.
Я начинаю подготовку с 5-го класса (учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова). В этом классе можно начинать с игровых моментов. Например, тема урока «Делу время, а потехе час». Игра «Черный ящик». В «черный ящик» кладутся предметы: карандаш, игла, спицы, шахматы, мячик и др. По мере того как из ящика достаются предметы, учащиеся, которые заранее готовили дополнительный материал, рассказывают об истории возникновения иглы, спиц, вязальной машины, карандаша, шахмат и т.д. Рекомендую использовать книгу В.Богданова, С.Поповой «Истории обыкновенных вещей», Педагогика-Пресс, М., 1992.
8-й класс. Раздел «Человек и природа». Ток-шоу «Человек и окружающая среда». На ток-шоу приглашаются экологи, политики, химики, врачи, юристы, работники промышленности. Обязательные атрибуты – микрофон, рекламные щиты, музыкальное сопровождение. Форму ток-шоу желательно приблизить к форме организации подобных встреч на телевидении. Ток-шоу представляет собой ответы учеников-экспертов на вопросы, задаваемые из зала. Но роль зала не сводится только к вопросам, его представители могут, подняв руку, брать слово и дополнять ответы экспертов. И ведущий может задать сидящим в зале серию вопросов. Это вовлекает в активную игру всех участников, независимо от того, какова их роль – заранее подготовленных экспертов или импровизированно выступающих представителей зала.
Важную роль в организации ток-шоу играют не только уровень подготовленности экспертов и умение ведущего управлять разговором, но и способность зала задавать интересные и компетентные вопросы. Первое время можно «подстраховаться» и подготовить некоторые вопросы. Для данного ток-шоу можно предложить следующие:
1. Кто отвечает за природу и среду обитания?
2. Какие законы должно принимать государство, чтобы защитить окружающую среду?
3. Какова сравнительная ситуация по данной проблеме в России и других странах?
4. Как связаны производство, отходы и уровень жизни?
5. Что делать с отходами? Захоронение или переработка?
6. Возможно ли создание безотходных технологий?
7. Утилизация мусора – решение проблемы?
8. Какие технологии производства товаров должны разрабатываться и использоваться, чтобы уменьшить наносимый вред?
9. Существует ли основа для возможности доброго взаимодействия промышленности и природы?
10. Что может сделать каждый как потребитель для защиты окружающей среды?
11. Нужно ли учить потребительскому поведению? Может ли наше потребительское поведение способствовать охране окружающей среды?
11-й класс. Тема «Человек в системе экономических отношений». Урок-телепередача. Приглашаются люди разных профессий – философы, историки, экономисты, химики, правоведы, фермеры, предприниматели. Примерная тематика вопросов для обсуждения:
1. Частная собственность – это зло или добро?
2. Бизнес и предпринимательство. Какой тип предпринимательства преобладает в нашей стране?
3. Какие качества необходимы предпринимателю (инициатива, решительность, смелость, упорство, ум, хитрость, честность, изворотливость)?
4. Реклама – неотъемлемый атрибут жизни современного человека. Можно ли ей доверять?
Важный этап ролевой игры – ее анализ, который проводит ведущий в своем заключительном слове или сформированная в начале игры экспертная группа из трех человек. Эта группа анализирует ход и результативность игры с помощью предложенных учителем специальных карточек наблюдения за поведением участников игры, деятельностью всего класса. Можно провести оценивание по нескольким позициям: лучший оратор, лучшая структура речи, убедительность аргументов, научность, лучшее вхождение в роль (актерское мастерство) и т.д.
Практика показывает, что игра на уроке – дело серьезное. Методически верно организованная, она требует от участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения. Конечно, такие игры нельзя проводить часто, но в разумном сочетании с другими приемами и средствами обучения они помогут успешнее решать задачи по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.
Марина БЛОХИНА, учитель истории школы №37, Орел
Комментарии