В новом учебном году вопросы использования программного обеспечения в школах и в учебном процессе связаны с действием Приказа Минцифры России № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, и о реализации мер, направленных на ускоренный переход органов государственной власти и организаций на использование российского программного обеспечения в Российской Федерации». Методические рекомендации, согласно трактовкам судебной системы, обязывающей нормой не являются, но несут в себе элементы государственной стратегии. Учителю и методисту будет не лишним ознакомиться с этим документом.
Методические рекомендации по переходу на использование российского программного обеспечения были приняты в январе этого года. Они тесно связаны с закупочной деятельностью государственных бюджетных учреждений, работающих в соответствии с Федеральным законом №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Профильное министерство также дает разъяснения с опорой на рекомендации и приказ Минцифры России.
Учителю важно знать, что рекомендации предлагают разделить программное обеспечение на три категории, объединенные в реестры – российское, евразийское и иностранное программное обеспечение. Внимание следует обратить на свободное (бесплатное) программное обеспечение – в случае, если сведения о таком программном обеспечении не включены в единый реестр российского ПО, то оно относится к иностранному программному обеспечению.
Как определить программное обеспечение, подлежащее замене на отечественные аналоги?
Первое, к чему стоит присмотреться, это иностранное ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО, ранее установленное и используемое в результате приобретения права (либо продления срока действия права) на его использование.
Второй кандидат на замену – ПО, планируемое к приобретению (приобретение исключительных прав и (или) прав на использование ПО в соответствии с законодательством Российской Федерации). Здесь мы снова должны ориентироваться на реестр, и будет не лишним провести встречу с контрактным управляющим по вопросу формирования или внесения изменений в план закупок.
Третьим пунктом идут новые версии ПО и (или) его отдельных компонентов, в том числе в составе автоматизированных информационных систем, исключительные права и (или) права на использование которых возникают на основании соглашений о технической поддержке. Возможно, стоит взглянуть на договоры о техподдержке, заключенные образовательным учреждением, и сверить с Реестром.
Алгоритм может быть следующим:
1. Сверяем с реестром российского ПО. При наличии в едином реестре российского ПО, требуемого для целей замещения, переход органов государственной власти и организаций осуществляется с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр.
2. Если отсутствует в реестре российского ПО. При отсутствии ПО рекомендуется использовать программы, сведения о которых включены в единый реестр евразийского ПО.
3. Если отсутствует в реестре евразийского и российского ПО. Может быть использовано свободно распространяемое ПО. При этом рекомендуется не использовать свободно распространяемое ПО, исключительные права на которое принадлежат физическим лицам или организациям, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие (совершившие) в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Сведения о перечне иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, можно найти здесь: Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц»
Какова позиция Минпросвещения?
По вопросу использования иностранных платформ в образовательной деятельности учителю стоит ориентироваться на письмо Минпросвещения России от 10 марта 2022 г. N МШ-П13-070-12363/N СК-230/04 – «в образовательном процессе рекомендовано использовать преимущественно отечественное программное обеспечение, соответствующее примерному перечню рекомендуемых аналогов использования информационных ресурсов.
Также следует обратиться к письму Министерства просвещения РФ от 20 июля 2023 г. № 04-ПГ-МП-25262 «О рассмотрении обращения».
Безусловно, политика в отношении замещения иностранного ПО находится в руках руководителя и закупочной службы образовательного учреждения. Но использование аналогов подразумевает быструю переквалификацию учителя, перестройку учебного процесса и приобретение новых компетенций. Роль учителя в участии в обсуждении плана перехода на отечественное ПО могла бы быть проактивной. Поэтому, с опорой на рекомендации Минцифры РФ и Минпросвещения России, педагогам стоит оказать консультативную поддержку коллегам-закупщикам и знать основные положения упомянутых мной документов.
В добрый путь! С днем Знаний!
Валерий Гончаров (к.и.н., доцент)
Комментарии