search
main
0

Имитация деятельности . Есть ли у российского образования будущее

Принято полагать, что идеологии в современной России нет. Это не так. Политика последнего десятилетия (и не только в сфере образования) определялась идеологией. Какой? Строится Общество потребления для отдельно взятых потребителей. Иначе почему произошла крайняя поляризация общества по доходам? Почему интенсивная пропаганда модели общества потребления не пресекается в СМИ, в том числе на государственных каналах?

Интересы наиболее влиятельных группировок сосредоточены в немногих сферах, приносящих большие и быстрые деньги (сырьевые отрасли, строительство, банковское дело). Здесь же скопились основные ресурсы. Естественное следствие такой политики – имитация серьезной деятельности в других сферах (наука, культура, образование, здравоохранение). С целью демонстрации заботы и успокоения населения.

Так называемая модернизация образования – самое убедительное доказательство имитации деятельности. Все предложенные «инновации» (ЕГЭ,

11-летнее обязательное общее среднее образование, двухуровневая система высшего образования, стандарты, подушевое финансирование, система оплаты в зависимости от качества работы учителей) помимо того, что они плохо продуманы и дурно исполняются, объединяет одно общее свойство: речь идет о поиске средств решения второстепенных проблем. На самом деле на первом плане всегда были и будут: 1) содержание образования; 2) система подготовки кадров; 3) здоровьесберегающая школьная индустрия. Эти проблемы «модернизация» умело обходит.

Конечно, подключение школ к Интернету – дело полезное. Но когда в трети школ нет горячей воды и теплых туалетов, то, что необходимо делать в первую очередь, очевидно.

В истории нашей страны были проекты, решающие в ограниченные сроки крупную национальную проблему (например, «атомный» или «ракетный»). Столь же масштабными они должны быть и сегодня.

Результат действующей политики в образовании – ускоряющаяся деградация. Крайне неэффективна гигантская система высшего образования, превратившаяся в целом ряде случаев в черный рынок по продаже дипломов. Здоровьеразрушающе действуют системы начального и среднего образования. Ощущается катастрофическая нехватка квалифицированных специалистов даже в стратегически важных отраслях.

Ситуацию резко усложняет исторический цейтнот. Конечно, мировой кризис с его неясными, но грозными возможными последствиями ускоряет события. Но без всякого мирового кризиса мы имеем сегодня в России кадровую деградацию. Через 7-10 лет поколение профессионалов, не успевших передать свои знания и умения более молодым, уйдет. Во многих отраслях образуются кадровые провалы. Профессиональные школы умирают быстро, но на их восстановление при самых благоприятных обстоятельствах уходят десятилетия. В таких обстоятельствах человеческий фактор из источника прогресса превращается в источник многих бед.

Необходимо решительное изменение политики в образовании. Современная образовательная политика – это:

– полное доминирование административно-командных методов управления, проводимых крайне ограниченным контингентом лиц, принимающих решения;

– воинствующий экономизм;

– безудержный формализм;

– вопиющая безответственность;

– непризнание госчиновниками даже очевидных ошибок.

По нашему убеждению, ответ на два известных вопроса – «Кто виноват?» и «Что делать?» – можно найти, лишь ответив на третий проклятый русский вопрос – «Кто это сделает?». При всем трагизме ситуации в стране пока сохраняется немало невостребованных людей и идей. Для их поиска необходима общенациональная дискуссия, в ходе которой выделяются наиболее продуктивные идеи и самые способные люди. Программа действий должна утверждаться на чрезвычайном съезде, посвященном проблемам образования и здоровья нации. В соответствии с этой программой формируются дееспособные структуры, в которых работают своеобразные «сборные России» из разных регионов.

Разумной альтернативой сложившемуся сегодня «порядку» в образовании служит нереализованная идея общественно-государственной системы управления. Необходима прозрачная система принятия решений государственными органами с их полной отчетностью и системой ответственности. С другой стороны, предстоит решить очень непростую задачу становления профессиональных сообществ и общественных структур.

Власть, ответственная за образование и здоровье, должна избавиться от традиционного приукрашивания ситуации, а российское общество – от традиционного конформизма. Диалог власти и общества в сфере образования и здравоохранения не только возможен, но и наиболее продуктивен. Для этого нужно только честно и гласно проанализировать ситуацию, оценить степень опасности и масштаб бедствия. Забота о детях остается природным инстинктом, а национальные интересы и историческая ответственность пока сохраняют для многих свою патриотическую значимость. Только реальная забота властей о детях и молодежи будет тем фактором, который поможет народу вытерпеть нужду в кризисный период, не расшатать общество.

Общенациональная дискуссия по проблемам образования и здоровья необходима и как средство поиска и отбора людей и идей, и как способ консолидации России. Реформы образования и здравоохранения успешны лишь тогда, когда они отвечают естественным ожиданиям общества.

Всей истины в этих сферах сегодня не знает никто. Попытаемся сформулировать некоторые предложения.

Необходима реформа образования, рассчитанная на длительный срок (10-15 лет). Внимание должно быть обращено только на фундаментальные проблемы, межведомственные механизмы управления. Для этих целей следует создать национальную комиссию по реформе.

Необходимо возродить в российском обществе атмосферу уважения к образованию, науке, культуре, атмосферу массовой потребности в здоровом образе жизни. Нужно неотложно создать систему самых высоких моральных и материальных стимулов к получению образования и укреплению здоровья. Следует решительно изменить деятельность СМИ, ориентированную сегодня на прямо противоположные задачи.

Требуется решительная (хотя и очень болезненная) перестройка неэффективной системы высшего образования – ее сокращение с последующим расширением с учетом реальных потребностей рынка труда, стратегии развития России. Подготовка несметной армии юристов и господствующее в стране беззаконие говорят об уровне подготовки подобных специалистов. Одновременно должны быть приняты решительные меры по реанимации и модернизации системы школьного и среднего профессионального образования.

Необходимо воссоздать Министерство народного образования, основной задачей которого должна стать дошкольная ступень и школа. В условиях растущей автономности вузов для координации их работы достаточно Госкомстата РФ.

Нужны ясные правила игры: по окончании школы здоровый человек обретает профессию, обеспечивающую ему достойную жизнь. А затем он последовательно повышает свой образовательный ценз. Иными словами, речь идет о создании эффективной системы непрерывного образования, вариативной и гибкой, соответствующей естественным жизненным траекториям.

Разумные изменения в школе невозможны без ясного признания: поступление в вузы – только одна из целей школы. Школа – главный человекообразующий и народообразующий институт, цель которого – гармоничное развитие человека. Лишь учебный процесс, не противоречащий природе ребенка, лишь изменение привычной парадигмы школы (ориентация на вузы) смогут существенно уменьшить информационную перегрузку, наносящую непоправимый вред здоровью детей.

К первоочередным проблемам следует отнести реорганизацию педагогической науки (включая РАО); легализацию и развитие форм участия общества в поддержке и контроле системы образования; налоговое благоприятствование и становление здоровьеукрепляющей образовательной индустрии как важного сектора экономики.

Политику пяти «И», провозглашенную президентом Дмитрием Медведевым, следует дополнить политикой трех «О»: обоснованность, открытость, ответственность.

Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ, член Совета Федерации; Александр АБРАМОВ, член-корреспондент Российской академии образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте