Цель: выявление уровня правовых знаний и правовой культуры учеников. В опросе принимали участие ученики 6-го класса.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом?
Учащиеся называют такие права: на учебу, на жизнь, право иметь семью, на личную тайну.
Обязанности: ходить в школу и хорошо себя вести, вежливо разговаривать, помогать родителям, соблюдать законы. Дети не совсем четко различают права и обязанности. Больше называют обязанностей, чем прав.
2. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком?
50% – не различают эти понятия.
50% – «противоправный – нарушение закона, аморальный – неуважение к чувствам человека», то есть дети различают понятия, дают правильное определение противоправного поступка.
3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок?
Все 8 человек ответили – «я сам». Дети осознают свою ответственность за плохой поступок.
4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что этого никто не узнает?
Думаю о том, что мне выгодно 12%
Поступаю, как считаю правильным 25%
Думаю о том, что скажут друзья 50%
То есть 75% детей соотносят свой плохой поступок с нормами морали и мнением друзей.
5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?
Можно 12%
Нельзя 12%
В зависимости от возраста 76%
6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека?
88% ответили – «сознался бы».
12% – «не сознался бы, но выручил бы обвиняемого».
7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника?
Старался бы выгородить 25%
Сказал правду 50%
В зависимости от обстоятельств 25%
Таким образом, половина учащихся поступила бы в соответствии с нормами права.
8. Какую ответственность несет ученик за воровство, порчу школьного имущества, уничтожение зеленых насаждений, хулиганство, пьянство?
Характерные ответы: вызов родителей в школу, штраф, домашний арест.
У детей еще не сложилось четких представлений об административной и уголовной ответственности.
9. Как бы ты поступил, если бы при тебе оскорбили человека?
Защитил бы 49%
Позвал бы взрослых 12%
Смотря кого обижают 37%
Большинство детей не остались бы равнодушными к страданиям другого человека и поступили бы как законопослушные граждане.
10. Каково твое отношение к правонарушениям и правонарушителям?
Все ребята осуждают правонарушителей, считают, что в результате правонарушений страдают невинные люди.
Выводы
1. У детей в 6-м классе формируются гражданское самосознание, ответственность за свои поступки.
2. Повысился уровень правовой культуры.
3. Дети имеют свои убеждения и стараются поступать в соответствии с ними.
Любовь АЛЕКСАНДРОВА, учитель истории и права, Мантуровский район, Костромская область
Комментарии