search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Крупнейший международный образовательный форум начался в Казани
0

Имея целью общие блага… История. Урок на тему “Движение декабристов”

Что такое современный урок истории? На этот вопрос отвечают по-разному ученые, методисты, преподаватели. В конечном итоге каждый школьный учитель истории выбирает сам для себя, чему он учит детей и ради чего. Учитель года Брянской области-1999 Сергей СЕХИН, ныне историк московской школы N686, на мой взгляд, рассматривает свой предмет как возможность поставить перед детьми нравственный вопрос, на который порой и ответа никакого нет. Но в поисках варианта ребята проделывают огромную работу – “перелопачивают” факты, даты, узнают имена людей и их биографии, совершают эмоциональные и философские открытия. И значит, не ставя перед собой буквальной задачи приобрести знания или воспитать те или иные качества, становятся чуть-чуть умнее, добрее, терпимее.

Восьмой класс. Подача материала идет в спокойном темпе, но объяснение насыщено событиями, датами, а также размышлениями – почему исторические личности действовали так или иначе? Размышляют, естественно, школьники, а учитель помогает, осторожно наводит на мысль.
Сехин: Война с Наполеоном – здесь корни декабристского движения. 1812 год. Отечественная война сближает солдат и дворян. Русская армия прошла по странам, где не было рабства. После победы над французами солдаты-крестьяне возвращались в военные поселения. Какие чувства испытывали офицеры?
Ученики: Несправедливость. Стыд. Чувства переполнили чашу терпения. Они пытались предпринять какие-то действия.
Сехин: Свободные мысли превращались в твердую уверенность.
Новые вопросы: “Кто мог стать членом общества?”, “Какими качествами должны были обладать эти люди?”. Чтобы на них ответить, без дополнительных материалов не обойтись. Ученики читают высказывания декабристов, изучают общие законы Союза.
Вполне логичный вопрос: “Декабристы борются за освобождение крестьян. Почему они не включают крестьян в Союз?” Варианты ответов по-детски наивны: “Необразованные. Не умеют ездить на коне”. Но направление выбрано верно. Пропасть между дворянами и крестьянами. Декабристы высокомерно относятся к тем, за чьи вольности ратуют.
Теоретические размышления прерываются видеофрагментом документального фильма о событиях декабря 1925 года. Затем учитель приглашает ребят задуматься о целях декабристов.
Пик урока – рассказ о дне восстания, об аресте декабристов, казни в Петропавловской крепости. Историк описывает прощание Кондратия Рылеева с женой и дочкой так, словно сам был его свидетелем. Когда Сергей доходит до сцены казни, у слушателей на глаза наворачиваются слезы. Два века прошло, но какое это имеет значение? Жалко молодых, красивых, умных молодых людей, отдавших свои жизни…
В этот момент Сергей Сехин и ставит перед ребятами нравственный вопрос: “Оправдывает ли великая цель жертвы? Можно ли оправдать заговор, в результате которого погиб хотя бы один человек?”. Вместо точки в конце урока стоит вопросительный знак. С ним ребята и покидают класс.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте