search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

Имени “афганца”

Уникальное учебно-научное подразделение, готовящее военных журналистов для армии и флота, Внутренних войск МВД, Федеральной пограничной службы и других силовых ведомств, – кафедра журналистики Военного университета в канун 300-летия российской печати возродила творческий конкурс имени военного журналиста, погибшего в Афганистане при выполнении редакционного задания, майора Валерия Глезденева.
Наш корреспондент беседует с начальником кафедры журналистики Военного университета полковником Владимиром Ларченковым.

– Владимир Владимирович, есть ли отличия конкурса имени военного журналиста майора Валерия Глезденева от других творческих конкурсов? Какой вам видится его роль в подготовке молодой смены военных журналистов?
– Воссоздавая традицию конкурса и вручения приза, мы преследовали две основные цели. Первая – стимулирование добросовестной учебы курсантов-журналистов, создание атмосферы состязательности и заинтересованности в повышении уровня, значимости материалов, публикуемых курсантами-журналистами в газетах и журналах. Вторая цель созвучна знакомому нам с детства лозунгу “Никто не забыт, ничто не забыто” – сохранение памяти о коллегах, погибших при исполнении воинского долга. Мы в этом не одиноки. Проводятся, например, соревнования имени военного корреспондента журнала “На боевом посту” А. Ягодина. В “Красной звезде” учрежден творческий конкурс в честь погибшего в Чечне журналиста полковника В. Житаренко.
Мы пошли своим путем. Пытаясь возродить лучшие традиции Львовского училища, выпускниками которого являются многие нынешние журналисты в погонах, мы предприняли попытку воссоздать ранее существовавший на журфаке ЛВВПУ приз имени майора Валерия Глезденева “За творческие успехи”. Задумка появилась давно, но реализовали ее лишь после того, как мы сумели найти подлинник приза и привезти его в Москву.
– Любопытны превратности судьбы приза…
– Действительно, он появился пятнадцать лет назад в стенах Львовского высшего военно-политического училища. Вручали его по итогам года лучшей группе курсантов-журналистов. При подведении итогов учитывались творческие успехи, качество учебы, отношение к службе. Словом, в случайные руки он не попадал.
Война в Афганистане тогда уже подходила к концу. Многие выпускники ЛВВПУ к тому времени прошли ее. О подвигах и мужестве наших солдат и офицеров стали говорить открыто. Военные журналисты моего поколения много писали о воинах интернационалистах. К примеру, в дальневосточной газете “Боевое знамя”, где я был в ту пору редактором, мы даже “пробили” рубрику “Афганистан от первого лица”. Поиском интересных авторов-“афганцев” и литературной обработкой занимались, разумеется, офицеры редакции.
Лучшие группы факультета журналистики ЛВВПУ награждали призом Валерия Глезденева вплоть до распада единых Вооруженных Сил. Позже, после перехода училища в состав армии Украины, конкурс тихо зачах. Но, как видите, в историческую бездну не канул. Осенью 2002 года, преодолев замысловатый путь, приз вернулся к тем, кто, хочется верить, его достоин и кому он нужен. Все это – ради сохранения правды и памяти о подвигах старшего поколения.
– Расскажите немного о майоре Глезденеве?
– Валерий Васильевич Глезденев в 1973 г. окончил факультет журналистики Львовского высшего училища, в 1981-м – редакторское отделение Военно-политической академии – нынешнего Военного университета. Учился в тех же аудиториях, где осваивают профессию нынешние курсанты-журналисты. Прошел путь от корреспондента многотиражки до начальника отдела боевой подготовки газеты Туркестанского военного округа “Фрунзевец”.
Даже по сухим документам, хранящимся у нас на кафедре, видно, что Глезденев был не только талантливым журналистом, поэтом, но и отважным воином. Так, в декабре 1981 г. он обеспечивал спасение экипажа вертолета, подбитого в районе населенного пункта Бараки. В мае 1982-го во время операции “Пандшер” под обстрелом вынес с поля боя раненого солдата. Спустя три месяца, в сентябре 1982 г., участвуя в операции по прочесыванию Шахтутского ущелья в провинции Кабул, заменил раненого заместителя командира батальона. В декабре того же года, действуя в составе роты в тылу противника, уничтожил двух бандитов, захватил в плен одного из главарей душманов.
За мужество и отвагу майор Валерий Глезденев награжден двумя орденами Красной Звезды (вторым – посмертно). Валерий Васильевич погиб 10 октября 1984 г. во время очередной командировки в Афганистан…
У нас на торжестве по поводу вручения приза присутствовал и выступал однокашник Валерия и мой предшественник по кафедре журналистики полковник запаса Владимир Семенович Павлов. Он подчеркнул: Валерий был талантливым журналистов, не всегда уживчивым, часто несговорчивым, но бесконечно честным и отважным. Лакированный памятник ему возводить не надо. Насколько я лично знал Валерия – по душе ему это не пришлось бы. Думаю, в этом призе и символе нет ни малейшей натяжки.
– Каковы критерии отбора призеров?
– Переходящий приз имени Валерия Глезденева и дипломы за первое, второе, третье место вручаются по результатам победы в творческом конкурсе лучшим курсантам-журналистам. Основанием для представления к вручению приза и дипломов, как и ранее, являются: успехи курсантов в учебе, активное сотрудничество с газетами и журналами Минобороны и других силовых ведомств; отсутствие дисциплинарных взысканий.
– Показатель уровня любого творческого конкурса – члены жюри. Кто они?
– В жюри – известные военные и гражданские журналисты: заместитель главного редактора газеты “Красная звезда” полковник А. Докучаев, ведущий программы РТР “Вести недели” Е. Ревенко, генеральный директор ООО редакция “Витязь-Братишка” В. Шеремета, член редколлегии журнала Внутренних войск МВД России “На боевом посту” подполковник С. Колесников. Здесь же представители патриотических общественных организаций, которые внесли свою лепту в возрождение приза. Среди них “Россия православная”, “Общероссийское общественное движение поддержки флота”, “Всероссийский центр переподготовки офицеров, уволенных в запас”, Московское объединение организаций ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов, Издательский дом “ДоМира” и другие.
– А кто – первые победители?
– Первое вручение приза состоялось в канун Дня российской прессы, 300-летия выхода в свет первого печатного номера Петровских “Ведомостей”. Наши победители – Тимур Сыртланов, Роман Вязин, Юрий Мухин. Более десяти курсантов получили поощрительные премии.
К слову, Тимур и Юрий – знакомы читателям “Военного образования” как авторы.
На мой взгляд, примечательно, что обладателем диплома I степени стал активный автор “ВО”, курсант 4 курса Тимур Сыртланов – сын военного журналиста, который в 1981-83 гг. выполнял в Афганистане воинский долг, награжден медалями “За отвагу” и “За боевые заслуги”. А в 1995 г. за участие в первой чеченской кампании ему было досрочно присвоено воинское звание “полковник”. Он 8 раз побывал в командировках в Чечне, награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” 2-й степени. Ныне полковник милиции Марат Сыртланов возглавляет пресс-службу Главного организационно-инспекторского управления МВД России. Сын только начинает свой путь в военной журналистике. Но начало, как видно, весьма успешное.
Верится, что творческий конкурс имени военного журналиста-“афганца” поможет питомцам нашей кафедры, как говорится, наполнить ветром паруса творчества, майор Валерий Глезденев будет для них таким же ориентиром, примером служения Отечеству, верности долгу, как и для их предшественников.
– Вы упомянули о первенце российской печати. 13 января юбилей отмечала и военная пресса, хотя она, наверное, значительно моложе общероссийских изданий?
– Как сказать. Вспомните, что Петр I 15 декабря 1702 г. (по старому стилю) подписал указ об издании первой русской печатной газеты “Ведомости…” для “извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях”, он желал с помощью печатного слова пропагандировать среди прочих и свои военные начинания. А 27 декабря вышел следующий номер газеты с особым названием: “Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа 1702 году”.
Кстати, полное название газеты звучит так: “Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах”. И Петр, по-нынешнему Верховный Главнокомандующий, принимал самое непосредственное участие в ее выпуске. Так что первую российскую газету вполне можно считать и первым военным изданием. Добавлю, что, например, и ныне здравствующий “Военно-медицинский журнал” в этом году отметит 180-летие, а журнал Военно-морского флота “Морской сборник” – 155-ю годовщину со дня выхода в свет первого номера. Среди гражданских изданий таких долгожителей вы не встретите. Так что опыт у российской военной печати – богатейший, и школа – великолепная.
– Кого вы принимаете для обучения? В гражданских вузах на журналистике в основном девчонки…
– А у нас в основном мальчишки (смеется). Без исключения. Хотя каждый год перед поступлением раздается два-три настойчивых звонка с вопросом: как девушке поступить на наш факультет культуры и журналистики. Увы, сегодня это невозможно. А юношам мы рады. Среди них и недавние солдаты срочной службы, имеющие, кстати, льготы при поступлении, и суворовцы, нахимовцы, кадеты, и, разумеется, вчерашние школьники. Есть такие, кто продолжает семейную традицию в военной журналистике: братья Юрий и Алексей Мухины, Тимур Сыртланов, Василий Рубцов, Сергей Сидорук. Алексей Колотило. Есть те, кто еще в школе приобщился к корреспондентской работе, с малых лет видит себя на литературном поприще. Конечно, чтобы поступить в Военный университет, необходимы и крепкое здоровье, хорошая физическая подготовка, и прочные знания в объеме школьной программы. Учитываем мы, разумеется, и творческие способности абитуриентов. Что же касается сравнения с гражданскими вузами, мы при подготовке специалистов руководствуемся единым Государственным образовательным стандартом теперь уже второго поколения. Плюс наши курсанты получают серьезные военные знания, без которых не может состояться офицер Вооруженных Сил России.
– К вам трудно поступить?
– Не труднее, но и не проще, чем на любой факультет журналистики. Главное условие – прочные знания русского языка и литературы, отечественной истории и, конечно, уже упомянутые здоровье, физподготовка. Все это оценивается у нас по весьма строгим меркам.
– А творческие способности?
– Скорее следует говорить о сознательном выборе специальности. Отлично, если абитуриент представляет вместе с личным делом свою творческую папку с публикациями в прессе. В то же время мы благосклонны к лауреатам литературных конкурсов и олимпиад, к начинающим поэтам, к тем, кто знаком с полиграфическим производством, наконец, к тем, кто активно работал в стенной печати. Идти в журналистику “за компанию”, просто за высшим образованием или по наущению родителей – дело, как правило, бесперспективное. Хотя, должен признать, есть у нас и такие “случайные” ребята, которые к третьему-четвертому курсу вдруг раскрываются как способные репортеры, перспективные журналисты.
Беседу вел майор Андрей Козлов

На снимках: обладатель диплома I степени курсант Тимур СЫРТЛАНОВ; полковник Владимир ЛАРЧЕНКОВ с будущими офицерами-журналистами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте