Еще совсем недавно невозможно было не только увидеть, но даже просто представить такую картину. На прием к представителю власти – председателю сельского или городского совета – пришли дети с важным предложением, скажем, разбить сквер на пустыре, построить бассейн или хотя бы посадить деревья и цветы на улице. Такого не было и не могло возникнуть в голове даже с очень богатой фантазией. Времена были другие. В последние годы это явление становится чуть ли не обычным делом. Школьники, которые разрабатывают социальные проекты и участвуют во Всероссийской акции «Я – гражданин России», очень часто обращаются к властям за помощью, за содействием в решении той или иной проблемы. Встречаются, без преувеличения, как партнеры, а не как просители, с руководителями администрации разного уровня, мэрами городов, депутатами законодательных собраний, бизнесменами, руководителями профсоюзов, общественных организаций. Их внимательно выслушивают и часто помогают, тем более что ребята выбирают проблему, которую вполне можно решить, потому что предварительно они ее обсудили с экспертами, просчитали денежные затраты, которые потребуются для реализации. Такое увлечение позволяет подросткам быстрее взрослеть, ощущать себя полезными людьми, полноценными гражданами уже сегодня. Недавно завершился заочный этап Всероссийской акции «Я – гражданин России», на который было прислано около 150 работ, из них 20 вышли в финал. Сто участников-финалистов будут представлять свои социальные проекты в федеральном детском центре «Смена».
Вахта памятиВ учебниках истории сокращается материал, рассказывающий о Великой Отечественной войне, о народном подвиге, все реже называются имена героев. Современные дети порой не имеют верного представления о войне, знания черпаются из сомнительных источников.Тверская земля дала 250 Героев Советского Союза. Биографии и подвиги этих людей – пример и урок для потомков. Память о них чтит вся Тверская земля, но не всегда жители края могут поклониться могилам земляков-героев, ведь каждый третий Герой Советского Союза – уроженец Тверской земли похоронен за пределами России и отношение к героям-освободителям в этих странах не везде одинаковое.Тема проекта тверских школьников появилась благодаря их участию в международном проекте «Западная Двина – Даугава» совместно со средней школой №95 города Риги. В декабре 2009 года состоялась первая поездка тверских школьников в столицу Латвии. Участие в этом проекте предполагало изучение традиций, культуры, истории двух стран. Культурная программа поездки была насыщенной и интересной. Школьники побывали во многих музеях Риги. Но особенно поразило их посещение «музея оккупации», где экспозиция была посвящена очернению советского присутствия в Латвии, которое приравнивалось к фашистскому военному режиму военных лет. Ребята испытали острое чувство несправедливости, горькой обиды за 156 тысяч советских солдат, которые отдали жизнь за освобождение Латвии.О результатах поездки ребята рассказали на круглом столе Общественной палаты Тверской области. Участников круглого стола заинтересовал школьный проект, и они предложили ребятам принять участие в экспедиции «Вдали от Родины» и присоединиться к гуманитарному проекту «Тверская родословная», заняться сбором материалов о земляках – Героях Советского Союза. Так у школьного проекта появилось еще одно направление – «Великая Отечественная война на территории Прибалтики». Это направление стало основным и дало начало новому проекту, который получил название «Чтобы помнили…».Участники инициативной группы определили цель проекта – в год 70‑летия освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков при поддержке гуманитарного проекта «Тверская родословная», используя результаты экспедиции «Вдали от Родины», собрать информацию о тверитянах-героях, участниках Великой Отечественной войны, погибших и захороненных в Латвии, и сделать все для увековечения их памяти. Таким образом, ребята поставили перед собой серьезную задачу – найти и посетить места захоронений воинов-героев в Латвии, а также установить памятные доски в тех городах Тверской области, где они родились.А как относится к истории Великой Отечественной войны наше юное поколение? Участники проекта провели социологическое исследование среди учащихся нескольких классов своей школы. Опрос показал, что ребята в основном могут ответить на многие вопросы о военной истории края, некоторые вопросы оказались трудными (так, о битве под Ржевом знает только половина опрошенных, только треть учащихся знает имена героев-тверитян). Но в одном респонденты были едины: каждому молодому человеку необходимо изучать и знать историю своего края, связанную с героическими страницами.Началось выполнение непосредственной задачи – восстановить историческую память о тверитянах – Героях Советского Союза, чьи останки покоятся в Латвии, выяснить, как выполняются международные соглашения о воинских захоронениях на территории Латвийской Республики.Этапы проекта включают разнообразные мероприятия: участие в презентации школьных музеев, в тверском городском молодежном форуме «Патриот Отечества», работа с деловыми партнерами и единомышленниками. Составили смету, нашли спонсоров, и таким образом решили проблему финансирования проекта. Были поездки в Ригу, где собраны сведения о воинских мемориалах в Латвии, и Елгаву, за освобождение которой отдали жизнь 2300 советских солдат и где похоронен земляк Герой Советского Союза Николай Быков. Ребята нашли его могилу, расчистили и привели в порядок прилегающую территорию. Состоялась и поездка в Республику Беларусь, где захоронены 15 Героев Советского Союза – уроженцев Тверского края. Участники проекта не только посетили мемориалы, но и собрали сведения о подвигах павших земляков. А еще побывали в многодневной водной научно-поисковой и военно-патриотической экспедиции по рекам и Вышневолоцкому водохранилищу. Основные этапы проекта освещались в газете «Тверская жизнь». Ребята поддерживали контакты с сотрудниками Тверского государственного объединенного музея и Фировского районного краеведческого музея. В этом музее участники водной экспедиции торжественно открыли мемориальную доску, увековечивающую память о Героях Советского Союза – уроженцах Фировского района, и передали в музей запечатанную гильзу с землей, привезенную из Елгавы. Эта земля полита кровью советских солдат, отдавших жизнь за свободу Латвии.По возвращении оформили выставку-отчет в школьном музее, выступили с докладами на межвузовской конференции в Тверском государственном университете и на Тверском областном молодежном форуме «Я – патриот». О своем социальном проекте «Чтобы помнили…» ребята рассказали в нескольких статьях на страницах газеты «Тверская жизнь», на школьном сайте в Интернете.Ученики Новоколоменской школы Чаинского района Томской области узнали, что в киевском мемориальном комплексе «Национальный музей истории ВОВ» хранятся 1208 писем, написанных нашими солдатами в 1941 году, которые не были получены адресатами. Ребята связались с музеем, и им прислали одно письмо, на котором стоял адрес их села. Так возникла идея проекта. Сначала им пришлось устанавливать фамилию автора письма, которая была написана неразборчиво. На это ушел целый месяц. Разработчики проекта писали: «Наш долг перед памятью автора донести до его потомков последние слова любви, прощания со своими близкими». Подростки связались с военкоматами, администрациями районов области, архивами, библиотеками и т. д. Так, по цепочке им удалось узнать, что это Митрофан Мартынович Дерепаско. Дальше начались поиски его потомков. Обращались в ФСБ, поскольку он оказался репрессированным. Четыре месяца длилась переписка с разными организациями. И вот наконец нашлась его племянница Зоя Ивановна Демина. Она была бесконечно благодарна ребятам, которые передали ей письмо дяди. В итоге этого исследования они составили генеалогическое древо рода Дерепаско. Позвонили в музей, там оказалось еще 500 неотправленных писем. И тогда школьники объявили акцию «Неотправленные письма», призвав других детей и взрослых к поиску их адресатов. Они связались с разными организациями, а также телепередачей «Жди меня».В конце своего портфолио они написали: «Мы выполнили свой гражданский долг – восстановили еще одну страницу в истории Великой Отечественной войны».Времена героев не закончились с Великой Отечественной войной. Воспитанники военно-патриотического клуба «Граница» средней школы поселка Красногвардеец Оренбургской области решили увековечить память Героя России Антона Марченко, выпускника школы, который ценой своей жизни спас от гибели товарищей. Ребята посвятили свой проект – создание мемориального комплекса – всем землякам, погибшим в локальных конфликтах. Они не должны быть забыты. Провели опросы – 95% респондентов поддержали желание ребят установить на территории школы памятник Антону Марченко.Для осуществления проекта было необходимо 322 тысячи рублей. Организовали сбор средств, но их оказалось недостаточно. Ребята обратились за помощью к главе города Бузулука Николаю Немкову. Инициативу школьников поддержала администрация Бузулукского района, принявшая решение об установке мемориального комплекса воинам, погибшим в локальных войнах, с установкой памятника Антону Марченко. Смета проекта увеличилась до 1000000 рублей, финансирование взяла на себя районная администрация.В результате работы над проектом создан фильм об Антоне Марченко, проведен конкурс рисунков «Памятник Герою»; подготовлен материал для оформления зала Боевой славы; собраны фотографии и воспоминания друзей и близких Антона в альбом «Герой нашего времени», проведена благотворительная ярмарка. Открытие памятника Герою России запланировано на август 2013 года.Это не первый проект учеников Красногвардейской школы. Ребята уже реализовали такие проекты, как «Добрые волшебники», «Страна Спортландия», «Чистый поселок – чистая совесть». Работа над проектами позволила им почувствовать значимость своей деятельности, открыла новые возможности.Кроме учебы есть много важных делИнтересы ребят не ограничиваются учебой в школе и развлечениями. Они обо многом задумываются и многое хотят изменить.«Мы плюс мы» – так назвали свой проект Бейрак Аллахяров, Анастасия Долженок, Валерия Рябчевская и Мария Степанова из города Куровское Орехово-Зуевского района Подмосковья. Среди других предложенных ребятами актуальных тем: плохая экология, нездоровый образ жизни, одинокие пожилые люди – была выбрана эта, отражающая напряженные отношения между людьми разных национальностей. Анализируя проблему, ребята установили, что СМИ мало уделяют ей внимания. В самом начале создания проекта авторы ознакомились с Всеобщей декларацией прав человека и провели опрос среди жителей своего микрорайона.Большинство опрошенных высказались за то, что ученики должны принять активное участие в решении этой проблемы. И проект «Мы плюс мы» стартовал. В план действий включили проведение беседы с учениками 1-11‑х классов на тему «Мы плюс мы», недели толерантности и другие мероприятия.Интересно прошли дружеские встречи «Восславлю свой народ» между учениками средних и старших классов. Ребята разных национальностей рассказали о традициях и обычаях своих народов. Прошел школьный «толерантный КВН» на тему «Новый год в странах бывшего СССР». В результате веселых состязаний лучшими стали команды «Азербайджан сегодня» и «Гарные девчонки».Весной состоялся конкурс снежных фигур «Символ моего народа». Команды лепили из снега скульптуры, которые оказались разнообразными, поскольку у каждого народа свои предания и свои сказочные герои. В веселом конкурсе участвовали и жители.Важным событием стала встреча разработчиков проекта с начальником Управления образования администрации Орехово-Зуевского района Александром Цветковым. Говоря о проблеме толерантности, Александр Цветков в беседе с ребятами подчеркнул, что чувство уважения к другим народам нужно формировать уже с детского сада, в семье, в школе. Нужно работать с детьми мигрантов, учитывать особенности их менталитета, привлекать их к участию в школьной жизни, в самодеятельности.Ребята задумали выйти со своим проектом за рамки школы и провести масштабное мероприятие среди школьников города – фестиваль «Дружба народов». По их просьбе директор школы Тамара Дронова написала письмо главе администрации о данной инициативе. Ребята продолжили анкетирование жителей микрорайона и учащихся. Первые итоги осуществления проекта: повысился уровень межкультурных знаний школьников, снизилось число конфликтных ситуаций между детьми разных национальностей, наладились добрые взаимоотношения между учениками, в школе и прилегающих микрорайонах созданы условия, способствующие межкультурной толерантности.Авторы проекта помогли классному руководителю подготовить и провести классный час «Мы плюс мы». Он был посвящен воспитанию терпимого, уважительного отношения детей друг к другу. Цель его – научить подростков общаться друг с другом, уважать мнение собеседника, понимать уникальность любого человека.Проектная команда школы №3 города Бородино Красноярского края взялась решить острую проблему: на прилегающей к школе территории находится разрушающееся здание недостроенного бассейна, оно не ограждено, не охраняется и опасно для жизни и здоровья подростков, которых привлекает как место для игр в альпинистов, каскадеров.Ребята поставили цель – добиться принятия документально закрепленного, обеспеченного силой закона решения о ликвидации объекта повышенной опасности. Заручились поддержкой общественности, собрав подписи жителей, с помощью местных юристов изучили законодательную базу, проанализировали информацию в печатных изданиях и Интернете о подобных прецедентах.Были составлены письма с обращениями к официальным лицам – руководителям и представителям властных органов. Состоялись встречи с помощником прокурора, начальником отдела по муниципальному имуществу городской администрации, с председателем совета депутатов, главой города. Депутаты городского совета поддержали ребят и направили на имя главы города заявление с просьбой принять меры по обеспечению безопасности на объекте.Так, взаимодействуя с общественностью, различными организациями, представителями власти, ребята добились своего: собственник недостроенного здания был принужден огородить территорию и начать снос опасного строения.Ребята этим не ограничились – они развернули пропагандистскую работу среди детей и родителей под лозунгом «Безопасность и здоровье идут рядом». Были проведены классные часы по профилактике травматизма, сохранению и укреплению здоровья школьников, конкурсы рисунков, плакатов и газет, презентаций и социальных роликов.Ученики 9‑го «А» средней школы №650 Преображенского района Москвы предложили оборудовать детский Черкизовский парк специальными дорожками для езды на роликах. Так родился проект «Преображенка встает на ролики». План роликовых дорожек спроектировали таким образом, чтобы они были специально отделены от пешеходных и не мешали спокойным прогулкам пенсионеров и маленьких детей.В начале маршрута должна быть оборудована площадка для экипировки и проката роликов. Там же можно разместить лавочки, пункты здорового питания. Зимой по дорожкам можно бегать на лыжах или заливать их для катания на коньках. Ландшафтные дизайнеры помогут оформить и создать необходимое освещение для катания вечером.Если задействовать территорию, прилегающую к Дворцу творчества и пруду, то можно значительно расширить протяженность трассы, сделать два уровня сложности, чтобы отделить новичков от опытных конькобежцев. Естественный рельеф местности сделает трассу более разнообразной.Авторы проекта подсчитали экономические затраты на асфальтирование дорожек, на бордюрный камень, установку осветительных фонарей, лавочек для отдыха, садово-парковых скульптур. Общая сумма составит несколько миллионов рублей. Для окупаемости в проекте предусмотрены организация пункта проката роликов, создание камеры хранения, стационарных пунктов питания. Привлечь население поможет реклама здорового образа жизни. Предусмотрены различные акции для популяризации семейного отдыха, скидки для молодежи, проведение бесплатных мастер-классов для начинающих и показательное выступление профессиональных роллеров. По мнению ребят, проект может окупиться за 4 месяца.Подобный опыт создания специализированных дорожек есть во многих европейских странах. Такой же опыт есть и в Москве, но он еще не стал массовым. Инициатива преображенских школьников поможет поставить на ролики многих москвичей. Со своей инициативой подростки обратились к главе Управы района Преображенское, который одобрительно отозвался о начинании школьников. Ребята начали поиск инвесторов.Об экологии и не толькоКамчатка, окраина России, знаменита не только своей прекрасной природой, вулканами и гейзерами, но и неисчерпаемыми рыбными богатствами. Реки Камчатки – родовой дом для неисчислимых популяций разнообразных видов тихоокеанских лососевых рыб. Населяя океан, лососевые в определенный период устремляются к Камчатке и входят в ее реки для нереста. Рыбы так много, что она многие месяцы составляет основную кормовую базу для множества животных и птиц и имеет огромное экономическое значение как для местного населения, так и для рыбной промышленности страны в целом. Однако в последние десятилетия экономическое значение камчатских рек падает – рыбы становится все меньше. Одна из причин – неконтролируемый лов и браконьерство – в значительной степени устранена, однако более серьезный вред камчатским рекам приносят загрязнение рек промышленными и бытовыми отходами, нерачительное хозяйствование на их берегах.Николаевское сельское поселение (Камчатский край) включает в себе два небольших села – Сосновку и Николаевку. Ученики Николаевской школы, в которой учатся всего 220 детей, вот уже десять лет участвуют в акции «Я – гражданин России». У них есть свой девиз: «Помогая окружающим, вы помогаете себе». И каждый раз им удается взятую для проекта ситуацию изменить к лучшему.Недалеко от села протекает река Паратунка, в которую заходят для нереста лососи. На ее берегах построены котельная и животноводческая ферма. Берега замусорены. Уровень грунтовых вод понижается, в итоге в зимнее время нерестовые бугры с икрой и личинками рыб промерзают, а это приводит к исчезновению лососевых рыб из реки. Кроме того, исчезли естественные пороги, появились преграды на пути миграции рыб.Ребята решили защитить уникальное место природы – Николаевское нерестилище – от разрушения и активного загрязнения, очистить водоем и прилегающую к нему территорию. Социологические исследования, которые они провели, подтвердили злободневность проблемы для села, а также всего Камчатского края. Ребята обратились к главе Николаевского поселения Сергею Романенко, в котором написали: «Мы, учащиеся Николаевской школы, на протяжении восьми лет участвуем в акции «Я – гражданин России». Это позволяет нам с помощью малых дел участвовать в решении конкретных проблем населения, совместно с властью изменить жизнь к лучшему. Все наши прежние проекты успешно реализованы».Проблема экологии волнует и школьников далекой Камчатки, и их сверстников из больших городов и столиц. Алина Власкина, ученица школы №1167 Москвы, представила проект «Экологическая тропа». Конечно, ей помогли одноклассники, но весь путь от замысла до создания макета Алина проделала сама. Проект посвящен двум целям – заботе о сохранении природы и стремлению к здоровому образу жизни. Тропа должна пройти в национальном парке «Лосиный остров».Учащиеся Толкаевской средней общеобразовательной школы Сорочинского района Оренбургской области под руководством заместителя директора Татьяны Шубиной и старшей вожатой Елены Осокиной придумали и реализовали проект, очень нужный жителям родного села Толкаевка. Село протяженностью более 4 км разделено рекой, есть 3 больших моста, но их не хватает. Ребята решили спроектировать и построить дополнительный пешеходный мост, который поможет сократить путь жителям улиц Дачная, Заречная и Полевая. Они рассмотрели и несколько других проектов, но выбрали тот, который им по силам.Школьникам предстояло изучить расположение улиц по берегам речки Толкавочка, выбрать и подготовить место для строительства мостика, найти спонсоров.Юристы инициативной группы изучили нормативно-правовые документы, создали правовую базу проекта. Корреспонденты написали статью в школьную газету, выступили на школьной линейке и на родительском собрании, встретились с журналистом районной газеты «Сорочинская ярмарка» Татьяной Лонкиной. В итоге проект «Мост через Толкавочку» был обнародован в районной печати и получил широкую огласку.Группа социологов провела опрос среди школьников и взрослых, были организованы и проведены встречи с жителями села. Анкетирование не только показало правильный выбор проекта, но и помогло определить место строительства мостка через речку.Были также подготовлены обращения к главе Толкаевского сельского совета, руководству совхоза «Никольский», к спонсорам. Составлена смета расходов.В итоге по данному проекту был построен пешеходный мосток через речку Толкавочка, соединяющий улицу Фадеева с улицей Дачная. Жители близлежащих улиц были рады, что получили удобный переход. Когда наступили холода и пошел снег, спуск и подъем мостика стали скользкими. Ребята сами изготовили рейки и прибили их на спуск и подъем, сделав их безопасными.Участие в проекте многому научило ребят: они впервые сами выбрали проект, изучили юридическую сторону дела, впервые на равных обсуждали со взрослыми важные вопросы, общались с руководителями администрации района и предприятий.Социальное проектирование в школе – это не игра, не простое подражание взрослым. Это конкретные и весьма значимые дела подростков, с помощью которых они удовлетворяют жажду деятельности и пытаются преобразовать окружающую их действительность. И это им нередко удается. Причем инициатива принадлежит им самим – не педагоги подсказывают, предлагают сделать что-то полезное. Ребята сами ищут проблему, которую они могли бы решить, чтобы изменить мир вокруг себя к лучшему. За них можно быть спокойными – растут будущие граждане своей страны.
Комментарии