Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Им не скучно без ноутбука. Пионеры и скауты без драки учатся самостоятельности

Учительская газета, №24 от 17 июня 2014. Читать номер
Автор:

​Сегодня в стране нет большой детской организации, подобной пионерской, но есть множество местных и региональных детских объединений. У них в отличие от пионерской организации прошлого есть одно общее: они сами по себе, у них нет вышестоящих органов, руководящих организаций (вроде комсомола). Они не входят в какую-либо общую систему, они аполитичны, не привязаны к школам, у них нет общего руководства сверху. Нынешние детские движения создаются при различных клубах, центрах и лагерях отдыха. Сегодняшний наш разговор о многообразии детских организаций, об их целях и задачах, которые ставят их организаторы. Особенно интересно было узнать, чем пионеры, скауты и прочая «беспартийная детвора» будут заняты в детских лагерях нынешним летом. Об этом был разговор на круглом столе в редакции «Учительской газеты».

Маргарита КУРГАНОВА, специальный корреспондент «Учительской газеты»:- Мы много знаем о пионерах и очень мало о скаутах. В чем заключается особенность скаутской организации? Что в ней главное – тяга ребят к общению, жажда дела, романтика?Анна ВОРОНКИНА, инструктор детской общественной организации «Скауты Москвы»:- Главное для нас – интеллектуальное, творческое, физическое развитие ребенка. Можно сказать, это и есть идеология движения скаутов, никакой другой идеологической подкладки нет. Исходя из этого, строится и работа с детьми, нацеленная на их рост, взросление, вживание в коллектив, умение взаимодействовать со сверстниками. За несколько лет дети поднимаются по воображаемой лестнице, то есть овладевают необходимыми знаниями и навыками. Инструкторы воспитывают детей конкретным делом, которое им интересно. Ребенок сам берет в руки инструмент и действует, но под наблюдением старших, конечно. Скаут умеет трудиться, в походах ставить палатку, может самостоятельно разжечь костер.В команде скаутов есть такой принцип: младшие слушаются старших товарищей, а те оберегают малышей. Подрастая, они в свою очередь начинают помогать старшим. Есть и такие лагеря скаутов, где дети оказываются в экстремальных условиях, на чем и построено воспитание. В любом случае мы стараемся помочь ребенку вырасти в активную личность, умеющую ставить цель и добиваться ее достижения. Скаут должен уметь трудиться, пополнять свои знания, проявлять инициативу. Скаут у нас получает то, чего ему не хватает в школе. Будучи подростками, наши ребята пробуют разнообразные занятия, получают много полезных навыков и затем удачно выбирают себе профессию.Маргарита КУРГАНОВА:- Вы можете привести пример?Анна ВОРОНКИНА:- Есть у нас примеры, когда бывшие скауты, увлекавшиеся конструированием одежды, сейчас уже известные дизайнеры, которые представляют свои работы на выставках. Одна наша воспитанница стала руководителем сети «Кофе Хауз» – девушка попробовала себя в роли повара, еще будучи скаутом. Участие в военизированных играх, разведках тоже увлекает многих детей, нередко наши мальчики выбирают военную службу и становятся офицерами.Маргарита КУРГАНОВА:- С какого возраста вы принимаете детей в скауты?Анна ВОРОНКИНА:- Все дети школьного возраста имеют возможность стать скаутом. У нас три образовательные ступени, объединяющие детей по возрастам: младшая – с 7 до 12 лет, средняя – с 12 до 15 и старшая – с 15 до 20. Когда ребенок приходит к нам впервые, мы смотрим, что он умеет делать. С учетом этого с ним работает инструктор.Галина СУХОВЕЙКО, представитель Ассоциации детских лагерей:- Кто работает с детьми, где вы берете кадры, как вы готовите инструкторов?Анна ВОРОНКИНА:- Конечно, есть определенные требования, которые мы предъявляем к инструкторам. Они у нас обычно вырастают из скаутов. В этой роли они себя пробуют уже в 14-15 лет. Занимаются с малышами, придумывают для них интересные и полезные игры, учатся общаться, понимать их. Многие инструкторы приходят с производства на период своих отпусков и работают на общественных началах. Один раз в году у нас организуются всероссийские курсы инструкторов.Галина СУХОВЕЙКО:- Это правда, что скауты круглый год живут в палатках?Анна ВОРОНКИНА:- Поскольку лагеря устраиваются в разных климатических зонах, то палатки разрешаются только летом и осенью. В зимнее время дети живут в скаутских клубах.Маргарита КУРГАНОВА:- А что означает воспитание в экстремальных условиях? Где располагаются такие лагеря – в горах, в лесу, в тундре?Анна ВОРОНКИНА:- Есть такие экзотические места, куда скауты отправляются на свои испытания. Например, в Карелию. Там устраиваются путешествия по маршрутам разной степени сложности. Сплав по горной реке – это очень круто даже для взрослых. Но ребята рвутся в такие приключения. Карельские скауты устраивают свои лагеря в Хибинских горах, порой с ночевками в снегу.А вообще экстремальные испытания часто не связаны конкретно с природой или погодой. Они в основном зависят от того перечня испытаний, которые придумывают и проводят сами скауты. Скажем, ребенок должен спрятаться так, чтобы никто не мог его найти. Можно придумать еще много интересного, экстремального, чтобы научить ребенка бороться со страхом и искать выход из любой ситуации.Маргарита КУРГАНОВА:- В чем особенность скаутского лагеря? За последние десятилетия организация летнего отдыха детей переживает постоянную революцию. Меняется статус лагерей. Появились частные, профильные, лагеря общественных объединений, даже авторские. Какие преимущества у каждого из них?Анна ВОРОНКИНА:- Главное для нас – содержание работы с детьми. То, что ставят задачей другие лагеря, – организовать отдых детей, для нас не главное. Наша цель – воспитать цельную личность, которая может самостоятельно выбрать свою дорогу в жизни.Владимир КРУГЛОВ, старший инструктор пионерской дружины «Сигнальщики»:- Я думаю, что отличие лежит на поверхности. У организации скаутов отсутствует четкая методика. У скаутов, как уже говорилось, больший упор на развитие индивидуальности. В воспитании пионеров основная ставка делается на коллективизм. В этом, я думаю, и состоит основное различие.Анна ВОРОНКИНА:- Да, для нас главное – личность. Но одно другому не противоречит. Каждый наш ребенок умеет работать в коллективе и готов постоять за его честь. Воспитание личности не означает приоритет индивидуализма. У нас есть проекты, в которых дети заняты общественно полезными делами. Мы, например, ремонтируем дома. Есть программы, связанные с тушением пожара. Здесь мы сотрудничаем с МЧС, причем работаем на реальной пожарной технике. Подросткам можно это доверить.Дети приучаются к совместному труду. В конце смены убираем всю территорию лагеря, можно сказать, до блеска. Даже после двухдневного пребывания, когда, казалось бы, на это не остается ни минуты времени. В городе устраиваем игровые площадки, куда приходят родители с маленькими детьми. Традиционно организуем новогодние елки для детей-инвалидов и детей из многодетных семей. Сами готовим костюмы, пишем сценарии. Маленьких зрителей развлекают сказочные персонажи. Все это делают наши дети, и научились этому они в скаутских отрядах.Маргарита КУРГАНОВА:- «Скауты Москвы» имеют связи с другими организациями?Анна ВОРОНКИНА:- Мы входим в национальную организацию русских скаутов. Совместно с другими региональными организациями устраиваются крупные лагеря, проводятся большие географические игры, где дети учатся ориентированию в городе.Маргарита КУРГАНОВА:- Пионерское содружество безвозвратно умерло?..Владимир КРУГЛОВ:- Пионерское движение сегодня разрозненно. Если говорить о современном пионерском движении, то говорить о том, что оно уходит, преждевременно. Мы собираем сотни пионеров и во всероссийских, и в международных лагерях.В наших пионерских лагерях основной упор делается на социально значимую деятельность детей. Скажем, на наши лагерные спектакли приглашаем и местных жителей с детьми со всей округи.Маргарита КУРГАНОВА:- Чему учатся нынешние пионеры?Владимир КРУГЛОВ:- У нас огромное количество направлений. Есть отряды, которые заняты поисковой работой, устраиваем мастер-классы по основам видеомонтажа, журналистике и операторской работе, учим актерскому мастерству, игре на гитаре. Ребята смогут попробовать себя в выпуске теле- и радиопередач, издании газет и творческих соревнованиях. Стараемся, чтобы любое наше дело выходило на социальное окружение.У нас тоже есть ступени роста. Московская пионерская организация строится так: пионер, старший пионер, инструктор.Сергей МОНАХОВ, руководитель программы пионерского лагеря «Актив»:- Мы делаем ставку на самоуправление. Большая часть проектов создается самими детьми.Маргарита КУРГАНОВА:- В чем отличие вашей сегодняшней пионерской организации от классической советской?Владимир КРУГЛОВ:- Во-первых, забыт лозунг «Пионеры – смена комсомола», сегодня мы не используем партийную идеологию. В пионеры принимаем с пятого-шестого класса. Никакого принуждения – дети проходят «кандидатский стаж» три месяца. За это время подросток сам решает, подходит ему это или нет.Галина СУХОВЕЙКО:- Вы создали так называемый авторский лагерь. Что это такое?Сергей МОНАХОВ:- Авторские лагеря работают по собственным индивидуальным программам. Мы пишем свою программу, у нас есть своя легенда. Дети тоже принимают участие в создании программы. Они разные. Например, спортивная или программа обучения основам водного туризма, выживания в лесу.В нашей программе есть день поддержки. Вокруг нас много людей-инвалидов. Чтобы научиться им помогать, ребята пробуют себя в их роли. Кто-то соглашается прожить день добровольно, как человек, лишенный зрения. Ему завязывают глаза, а остальные ребята помогают ему в течение дня. Затем испытуемый рассказывает о том, какие трудности и чувства он испытал. Это тоже своего рода тренинг.То, чем занимаются наши дети, они придумывают сами. Мы даем возможность каждому себя реализовать, проявить. Интересуемся, какие у них идеи, чем бы они хотели заняться. На совете обсуждаем, что-то принимаем, что-то отклоняем. Дети все делают сами, а мы им только помогаем.Анна ВОРОНКИНА:- У нас также создается программа. Дети включаются в нее, надо, чтобы они понимали, что это их программа, а не навязанная сверху.Сергей МОНАХОВ:- Бывает, что ребенок в первый же день заявляет: «Я не хочу ни в чем участвовать. У меня есть ноутбук, и мне с ним не скучно». И, как правило, более двух дней не выдерживает. Присоединяется к какой-нибудь группе, увлекается общим делом, и его, как говорится, за уши не оттащишь. Только надо дать подростку включиться в какое-то дело.Маргарита КУРГАНОВА:- Это замечательно, что дети сами выбирают себе дело по душе – сами заваривают кашу и сами ее расхлебывают. Хорошо также, что детские организации не делятся по «классовому признаку», и пионеры не пойдут бить скаутов, а будут заниматься похожими делами, то есть учиться самостоятельности. Остается выяснить, какова массовость детских движений, сколько детей остается вне их. Но это уже тема для следующего разговора.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту