search
main
0

Им не скучно без ноутбука. Пионеры и скауты без драки учатся самостоятельности

​Сегодня в стране нет большой детской организации, подобной пионерской, но есть множество местных и региональных детских объединений. У них в отличие от пионерской организации прошлого есть одно общее: они сами по себе, у них нет вышестоящих органов, руководящих организаций (вроде комсомола). Они не входят в какую-либо общую систему, они аполитичны, не привязаны к школам, у них нет общего руководства сверху. Нынешние детские движения создаются при различных клубах, центрах и лагерях отдыха. Сегодняшний наш разговор о многообразии детских организаций, об их целях и задачах, которые ставят их организаторы. Особенно интересно было узнать, чем пионеры, скауты и прочая «беспартийная детвора» будут заняты в детских лагерях нынешним летом. Об этом был разговор на круглом столе в редакции «Учительской газеты».

Маргарита КУРГАНОВА, специальный корреспондент «Учительской газеты»:- Мы много знаем о пионерах и очень мало о скаутах. В чем заключается особенность скаутской организации? Что в ней главное – тяга ребят к общению, жажда дела, романтика?Анна ВОРОНКИНА, инструктор детской общественной организации «Скауты Москвы»:- Главное для нас – интеллектуальное, творческое, физическое развитие ребенка. Можно сказать, это и есть идеология движения скаутов, никакой другой идеологической подкладки нет. Исходя из этого, строится и работа с детьми, нацеленная на их рост, взросление, вживание в коллектив, умение взаимодействовать со сверстниками. За несколько лет дети поднимаются по воображаемой лестнице, то есть овладевают необходимыми знаниями и навыками. Инструкторы воспитывают детей конкретным делом, которое им интересно. Ребенок сам берет в руки инструмент и действует, но под наблюдением старших, конечно. Скаут умеет трудиться, в походах ставить палатку, может самостоятельно разжечь костер.В команде скаутов есть такой принцип: младшие слушаются старших товарищей, а те оберегают малышей. Подрастая, они в свою очередь начинают помогать старшим. Есть и такие лагеря скаутов, где дети оказываются в экстремальных условиях, на чем и построено воспитание. В любом случае мы стараемся помочь ребенку вырасти в активную личность, умеющую ставить цель и добиваться ее достижения. Скаут должен уметь трудиться, пополнять свои знания, проявлять инициативу. Скаут у нас получает то, чего ему не хватает в школе. Будучи подростками, наши ребята пробуют разнообразные занятия, получают много полезных навыков и затем удачно выбирают себе профессию.Маргарита КУРГАНОВА:- Вы можете привести пример?Анна ВОРОНКИНА:- Есть у нас примеры, когда бывшие скауты, увлекавшиеся конструированием одежды, сейчас уже известные дизайнеры, которые представляют свои работы на выставках. Одна наша воспитанница стала руководителем сети «Кофе Хауз» – девушка попробовала себя в роли повара, еще будучи скаутом. Участие в военизированных играх, разведках тоже увлекает многих детей, нередко наши мальчики выбирают военную службу и становятся офицерами.Маргарита КУРГАНОВА:- С какого возраста вы принимаете детей в скауты?Анна ВОРОНКИНА:- Все дети школьного возраста имеют возможность стать скаутом. У нас три образовательные ступени, объединяющие детей по возрастам: младшая – с 7 до 12 лет, средняя – с 12 до 15 и старшая – с 15 до 20. Когда ребенок приходит к нам впервые, мы смотрим, что он умеет делать. С учетом этого с ним работает инструктор.Галина СУХОВЕЙКО, представитель Ассоциации детских лагерей:- Кто работает с детьми, где вы берете кадры, как вы готовите инструкторов?Анна ВОРОНКИНА:- Конечно, есть определенные требования, которые мы предъявляем к инструкторам. Они у нас обычно вырастают из скаутов. В этой роли они себя пробуют уже в 14-15 лет. Занимаются с малышами, придумывают для них интересные и полезные игры, учатся общаться, понимать их. Многие инструкторы приходят с производства на период своих отпусков и работают на общественных началах. Один раз в году у нас организуются всероссийские курсы инструкторов.Галина СУХОВЕЙКО:- Это правда, что скауты круглый год живут в палатках?Анна ВОРОНКИНА:- Поскольку лагеря устраиваются в разных климатических зонах, то палатки разрешаются только летом и осенью. В зимнее время дети живут в скаутских клубах.Маргарита КУРГАНОВА:- А что означает воспитание в экстремальных условиях? Где располагаются такие лагеря – в горах, в лесу, в тундре?Анна ВОРОНКИНА:- Есть такие экзотические места, куда скауты отправляются на свои испытания. Например, в Карелию. Там устраиваются путешествия по маршрутам разной степени сложности. Сплав по горной реке – это очень круто даже для взрослых. Но ребята рвутся в такие приключения. Карельские скауты устраивают свои лагеря в Хибинских горах, порой с ночевками в снегу.А вообще экстремальные испытания часто не связаны конкретно с природой или погодой. Они в основном зависят от того перечня испытаний, которые придумывают и проводят сами скауты. Скажем, ребенок должен спрятаться так, чтобы никто не мог его найти. Можно придумать еще много интересного, экстремального, чтобы научить ребенка бороться со страхом и искать выход из любой ситуации.Маргарита КУРГАНОВА:- В чем особенность скаутского лагеря? За последние десятилетия организация летнего отдыха детей переживает постоянную революцию. Меняется статус лагерей. Появились частные, профильные, лагеря общественных объединений, даже авторские. Какие преимущества у каждого из них?Анна ВОРОНКИНА:- Главное для нас – содержание работы с детьми. То, что ставят задачей другие лагеря, – организовать отдых детей, для нас не главное. Наша цель – воспитать цельную личность, которая может самостоятельно выбрать свою дорогу в жизни.Владимир КРУГЛОВ, старший инструктор пионерской дружины «Сигнальщики»:- Я думаю, что отличие лежит на поверхности. У организации скаутов отсутствует четкая методика. У скаутов, как уже говорилось, больший упор на развитие индивидуальности. В воспитании пионеров основная ставка делается на коллективизм. В этом, я думаю, и состоит основное различие.Анна ВОРОНКИНА:- Да, для нас главное – личность. Но одно другому не противоречит. Каждый наш ребенок умеет работать в коллективе и готов постоять за его честь. Воспитание личности не означает приоритет индивидуализма. У нас есть проекты, в которых дети заняты общественно полезными делами. Мы, например, ремонтируем дома. Есть программы, связанные с тушением пожара. Здесь мы сотрудничаем с МЧС, причем работаем на реальной пожарной технике. Подросткам можно это доверить.Дети приучаются к совместному труду. В конце смены убираем всю территорию лагеря, можно сказать, до блеска. Даже после двухдневного пребывания, когда, казалось бы, на это не остается ни минуты времени. В городе устраиваем игровые площадки, куда приходят родители с маленькими детьми. Традиционно организуем новогодние елки для детей-инвалидов и детей из многодетных семей. Сами готовим костюмы, пишем сценарии. Маленьких зрителей развлекают сказочные персонажи. Все это делают наши дети, и научились этому они в скаутских отрядах.Маргарита КУРГАНОВА:- «Скауты Москвы» имеют связи с другими организациями?Анна ВОРОНКИНА:- Мы входим в национальную организацию русских скаутов. Совместно с другими региональными организациями устраиваются крупные лагеря, проводятся большие географические игры, где дети учатся ориентированию в городе.Маргарита КУРГАНОВА:- Пионерское содружество безвозвратно умерло?..Владимир КРУГЛОВ:- Пионерское движение сегодня разрозненно. Если говорить о современном пионерском движении, то говорить о том, что оно уходит, преждевременно. Мы собираем сотни пионеров и во всероссийских, и в международных лагерях.В наших пионерских лагерях основной упор делается на социально значимую деятельность детей. Скажем, на наши лагерные спектакли приглашаем и местных жителей с детьми со всей округи.Маргарита КУРГАНОВА:- Чему учатся нынешние пионеры?Владимир КРУГЛОВ:- У нас огромное количество направлений. Есть отряды, которые заняты поисковой работой, устраиваем мастер-классы по основам видеомонтажа, журналистике и операторской работе, учим актерскому мастерству, игре на гитаре. Ребята смогут попробовать себя в выпуске теле- и радиопередач, издании газет и творческих соревнованиях. Стараемся, чтобы любое наше дело выходило на социальное окружение.У нас тоже есть ступени роста. Московская пионерская организация строится так: пионер, старший пионер, инструктор.Сергей МОНАХОВ, руководитель программы пионерского лагеря «Актив»:- Мы делаем ставку на самоуправление. Большая часть проектов создается самими детьми.Маргарита КУРГАНОВА:- В чем отличие вашей сегодняшней пионерской организации от классической советской?Владимир КРУГЛОВ:- Во-первых, забыт лозунг «Пионеры – смена комсомола», сегодня мы не используем партийную идеологию. В пионеры принимаем с пятого-шестого класса. Никакого принуждения – дети проходят «кандидатский стаж» три месяца. За это время подросток сам решает, подходит ему это или нет.Галина СУХОВЕЙКО:- Вы создали так называемый авторский лагерь. Что это такое?Сергей МОНАХОВ:- Авторские лагеря работают по собственным индивидуальным программам. Мы пишем свою программу, у нас есть своя легенда. Дети тоже принимают участие в создании программы. Они разные. Например, спортивная или программа обучения основам водного туризма, выживания в лесу.В нашей программе есть день поддержки. Вокруг нас много людей-инвалидов. Чтобы научиться им помогать, ребята пробуют себя в их роли. Кто-то соглашается прожить день добровольно, как человек, лишенный зрения. Ему завязывают глаза, а остальные ребята помогают ему в течение дня. Затем испытуемый рассказывает о том, какие трудности и чувства он испытал. Это тоже своего рода тренинг.То, чем занимаются наши дети, они придумывают сами. Мы даем возможность каждому себя реализовать, проявить. Интересуемся, какие у них идеи, чем бы они хотели заняться. На совете обсуждаем, что-то принимаем, что-то отклоняем. Дети все делают сами, а мы им только помогаем.Анна ВОРОНКИНА:- У нас также создается программа. Дети включаются в нее, надо, чтобы они понимали, что это их программа, а не навязанная сверху.Сергей МОНАХОВ:- Бывает, что ребенок в первый же день заявляет: «Я не хочу ни в чем участвовать. У меня есть ноутбук, и мне с ним не скучно». И, как правило, более двух дней не выдерживает. Присоединяется к какой-нибудь группе, увлекается общим делом, и его, как говорится, за уши не оттащишь. Только надо дать подростку включиться в какое-то дело.Маргарита КУРГАНОВА:- Это замечательно, что дети сами выбирают себе дело по душе – сами заваривают кашу и сами ее расхлебывают. Хорошо также, что детские организации не делятся по «классовому признаку», и пионеры не пойдут бить скаутов, а будут заниматься похожими делами, то есть учиться самостоятельности. Остается выяснить, какова массовость детских движений, сколько детей остается вне их. Но это уже тема для следующего разговора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте