Мы посланы в этот мир не для того, чтобы проповедовать свои предрассудки.
Оскар Уайльд
Посмотрите на шахматную доску. Вопрос: клетки «А» и «В» одного цвета или разного? Очевидно, что они разного цвета: клетка «А» темная, клетка «В» светлая. Но это неверный ответ. На самом деле клетки имеют абсолютно одинаковый цвет.
Иллюзия цвета
В этом можно убедиться несколькими способами. Например, согните бумагу и приложите клетки друг к другу. Или вырежьте одну из клеток и приложите к другой.
На компьютере можно воспользоваться функцией цветоподборщика («пипетки»), который показывает, что обе клетки имеют одинаковый цвет: rgb (111, 111, 111). Еще есть несколько сайтов с интерактивной демонстрацией эффекта. Например, на сайте mantlelabs.com/illusion можно перемещать любую из этих двух клеток в произвольном направлении и убедиться, что в зависимости от контекста восприятие цвета меняется мгновенно. Труд об иллюзии восприятия цвета опубликован профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году.
Модели в голове
Почему один и тот же цвет кажется нам разным? Потому что 90% того, что мы видим, мы на самом деле не видим. Большая часть картинки создается головным мозгом, а не глазами.
В головном мозге есть четкие модели всех объектов и явлений, с которыми мы сталкивались в жизни. Когда мы воспринимаем какие-то объекты, мозг соотносит сенсорную информацию от органов чувств с имеющимися моделями и проецирует в наше сознание самую подходящую модель.
Когда мы смотрим на шахматную доску Адельсона, в мозг поступают сигналы из глаз. Мозг делает вывод, что перед ним шахматная доска, и показывает нам четкую картинку шахматной доски. Клетки «А» и «В» кажутся нам разными, потому что в типичной шахматной доске это так.
Мозг показывает нашему сознанию готовую модель, а не изображение из глаз, потому что это изображение очень плохое. Наши глаза могут четко видеть всего 2-3 градуса. Палец на вытянутой руке мы видим хорошо, а все остальное – размытые пятна. То есть мы смотрим на мир как бы через соломинку.
Проблема крохотного угла четкого зрения частично решается за счет частых движений глаз: мы двигаем глазами 3-4 раза в секунду. Но здесь есть и проблема: во время движения глаза не получают и не передают сигналы в мозг. То есть мало того что мы смотрим на мир через соломинку, так еще и эта крохотная картинка прерывается несколько раз в секунду. Мы прерываний сигнала не замечаем, потому что сознание видит картинку из мозга, а не из глаз.
Поэтому мы читаем текст, передвигая глазами слева направо строку за строкой. Если бы мы видели так четко, как нам кажется, то мы могли бы бросить взгляд на страницу и увидеть весь текст сразу.
Искажение восприятия
Нейробиолог Николай Кукушкин в книге «Хлопок одной ладонью» пишет: «Наше восприятие всегда состоит из интерпретации, то есть в каком-то смысле мы галлюцинируем постоянно. Между галлюцинацией и «обычными» ощущениями нет четкой границы».
Я предпочитаю для описываемого феномена употреблять понятие «иллюзия». Иллюзия – это ошибочное восприятие какого-либо реально существующего объекта или сенсорного стимула. Иллюзии могут быть, а могут не быть признаком психического расстройства.
Галлюцинации – это расстройства восприятия в виде ощущений и образов, непроизвольно возникающих без реального раздражителя и приобретающих характер объективной реальности. Галлюцинации, как правило, являются симптомом психического заболевания.
То есть иллюзия – это искаженное восприятие, а галлюцинация – это ложное восприятие.
Эффективность
Такая система позволяет увеличить скорость восприятия в сотни раз. Это очень хорошо. Представьте, что вы взглянули на кусты вдали и заметили там льва. Вы сразу начинаете предпринимать действия для защиты от хищника и выживаете. Если бы мозг не показывал нашему сознанию четкие картинки мгновенно, то мы бы долго рассматривали льва и поняли бы, что перед нами опасный хищник, когда было бы уже слишком поздно.
Шахматная доска Адельсона тоже демонстрирует эффективность нашей системы восприятия. С практической точки зрения нам важно правильно понять, что перед нами. Какой перед нами в точности цвет, нам обычно не важно.
Мозг видит, что на шахматной доске стоит цилиндр и этот цилиндр отбрасывает тень. Мозг понимает, что область доски под тенью темнее области вне тени. Но мозг справедливо делает вывод, что тень не меняет сути дела: перед нами шахматная доска.
Главная задача мозга – согласованность информации, а не объективность. Это очень эффективная система. Но мы темное называем светлым. И этот принцип работы мозга распространяется не только на ничего не значащие оттенки серого, но и на самые важные явления жизни. Модели в мозге определяют все. Мы с равным успехом можем назвать зло добром, любовь – ненавистью, заботу – насилием, справедливость – несправедливостью, бедность – богатством.
Зарплата
Возьмем, к примеру, оплату труда. Это один из важнейших вопросов в жизни любого человека.
В декабре 2022 года оклады педагогов в Красноярске варьируются от 7500 до 9000 рублей. Например, оклад педагога-психолога 8168 рублей. Очевидно, что это абсолютно нищенские оклады. Почему очевидно? Потому что моя квартплата в декабре 2022 года составила 10700 рублей. То есть оклада недостаточно, чтобы оплатить жилье. А еще для простого выживания человеку нужны еда и одежда.
В 2017 году я работал в лаборантской. В кабинете за тонкой стенкой учитель проводил занятие по профориентации. В ходе занятия обсуждали профессию учителя. Педагог заявила детям, что работа учителя вполне себе хорошая с точки зрения зарплаты, в школе хорошо платят. Я был шокирован таким утверждением и подумал, что ослышался. После урока я спросил учителя, правильно ли я услышал, что в школе хорошо платят. Педагог, глядя мне в глаза, уверенно ответила: «Да».
Потом я пошел в школьную столовую пообедать. Через несколько минут в столовой появилась та же учительница. Она взяла еду и попросила повара записать в специальную тетрадь, что должна оплатить 100 рублей за этот обед, добавив, что на следующей неделе получит зарплату и рассчитается по долгам за еду.
Человеку не хватает денег на удовлетворение базовой потребности. И проблема не в том, что этот человек слишком расточителен: она просто заплатила за жилье, и деньги закончились. Это называется нищета. Однако учитель уверенно утверждает, что 8000 рублей – это хороший оклад. Как вы понимаете, невозможно переубедить этого человека никакими аргументами. Нет же более веского аргумента, чем нехватка денег на еду.
Это иллюстрация все того же механизма работы мозга: модели важнее сенсорной информации, а идеи важнее фактов. Факт один на всех: оклады педагогов 8000 рублей. А идеи разные.
После описанного случая я неоднократно встречался с точкой зрения, что педагогам хорошо платят. Причем эту точку зрения выражают сами педагоги. Со временем я перестал удивляться и задавать уточняющие вопросы. Зарплаты одни, а оценка разная. Все зависит от моделей (идей) в голове человека. Факты не имеют значения, главное – идеи.
Когнитивные искажения
По поводу зарплат учителей каждая сторона может привести десяток аргументов в пользу того, что ее точка зрения правильная. Мозг очень хорошо умеет подгонять реальность под доминирующие идеи. Психологи называют такую способность мозга когнитивными искажениями. В Википедии есть статья «Список когнитивных искажений», в которой описано около сотни типичных ошибок мышления.
Например, сторонники идеи, что учителям хорошо платят, доказывают свою позицию ссылкой на 1990‑е годы. Они справедливо утверждают, что в 1990‑е было совсем плохо, зарплату не платили по 12 месяцев. А теперь платят вовремя. Следовательно, мы живем хорошо.
Это когнитивное искажение называется «эффект контраста». Оценка явления меняется, когда мы сравниваем его с контрастным явлением.
Если просто смотреть на факт – зарплату платят вовремя, – то ничего особенного в этом факте мы не видим. Так и должно быть, это нормально и естественно – платить зарплату вовремя. Но когда мы ставим рядом еще один факт – в 90‑е зарплату задерживали на целый год, – то зарплата вовремя уже выглядит огромным достижением.
Это действительно так: задержка зарплаты и своевременная выплата зарплаты – это колоссальная разница. Но если задерживали выплату нищенской зарплаты, а потом стали вовремя платить нищенскую зарплату, то зарплата осталась нищенской. Оба факта про нищету. Если рассматривать их по отдельности, то каждый из них свидетельствует о нищете. Но если их поставить рядом, то их восприятие меняется.
Иллюзия Адельсона тоже основана на эффекте контраста. Этот эффект пропадает, если наложить на шахматную доску трафарет с отверстиями для клеток «А» и «В». Трафарет закрывает окружающие клетки, и мы видим, что их цвет одинаковый.
Рекомендации
Данные нейронауки свидетельствуют, что нам всем нужно сделать своим девизом позицию Сократа: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Это не метафора. Мы буквально ничего не знаем. Мы даже не знаем, какого цвета клетки на шахматной доске.
Модели в головном мозге можно сравнить с очками. Если мы надели розовые очки, то все видится в розовом цвете. Если же надели очки с высокой степенью затемнения, то все в темном цвете.
Большинство этих моделей были загружены в наш мозг в детстве, когда мы не могли критически их оценивать. Возможно, в них изначально были ошибки, возможно, они устарели со временем. Поэтому мы можем ошибаться в любом вопросе, даже в самом простом и очевидном.
Нужно постоянно проверять свои модели на адекватность, искать в них ошибки и получать удовольствие от истины, а не от своей правоты.
Мы же обычно получаем удовольствие от своей правоты. Не задумываемся, правильные у нас в голове модели или ложные, а защищаем свои модели от разрушения и трансформации (улучшения).
В общении с другими людьми нужно определять два момента. Первый: какие идеи доминируют в голове человека. Второй: он стремится улучшать свои идеи или защищать их. Если человек стремится защищать свои идеи, то от него нужно держаться подальше. Вы не сможете переубедить его никакими фактами, раз он этому сопротивляется. При этом чем большую бессмыслицу говорит человек, тем сложнее его переубедить.
Самая эффективная стратегия – окружать себя умными людьми, которые смотрят на мир иначе, чем вы. Общение с ними позволит сделать наши модели более адекватными.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Эта шахматная доска: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%D1%81_%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8E_%D0%BD%D0%B0_%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B5#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Checker_shadow_illusion.svg