Сергей Степашин находился под впечатлением от встречи с выпускниками весь день. “Сегодня нам всем надо было прийти в МГУ и там провести заседание правительства, – сказал он, предваряя доклад министра образования Владимира Филиппова. – Нам есть чему поучиться у этих молодых людей,
например, открытости и честности в своих выступлениях. Уже пять лет мы обсуждаем Федеральную программу развития образования. Эта работа сориентирована на XXI век, на наши молодые кадры – тех, кто получает образование и должен оставаться работать в нашей стране”.
Медицинская карта
Статья 1 Закона “Об образовании” гласит: организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, разрабатываемая Правительством России и утверждаемая федеральным законом.
Первый вариант программы, разработанный на конкурсной основе, был принят правительством в 1994 году и направлен в Государственную Думу. Однако документ не был рассмотрен даже в первом чтении – против него дружно выступили несколько членов Совета Думы. Это привело к проблемам с финансированием и – как следствие – выполнением программы.
В новом составе Думы дело сдвинулось с мертвой точки. Депутаты принесли извинения за халатность своих предшественников, вытащили программу из состояния клинической смерти и отправили на реанимацию в правительство.
В 96-м и 97-м гг. шла бурная работа по приведению больной в чувство, которая, увы, не увенчалась успехом – по ряду причин программа не была принята Государственной Думой.
Наконец, в ноябре прошлого года был сформирован целый “медицинский консилиум”, куда вошли представители Министерства образования, профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы, РАН, РАО, Российского союза ректоров, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, представители регионов и педагогической общественности.
Результат работы этой творческой бригады и был представлен вниманию правительства в прошлый четверг.
Диагноз
Итак, что же представляет собой этот многолетний труд? Программа охватывает семь уровней образования: дошкольное, общее среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное образование.
Дефицит времени не позволил Владимиру Филиппову подробно остановиться на каждом из этих уровней, он озвучил лишь основные общесистемные направления программы.
“Первое. Обеспечение качества образования. Планируется разработать и внедрить государственные образовательные стандарты для всех уровней образования. Одновременно намечено развитие вариативности учебных программ общеобразовательной школы, расширение многоуровневых образовательно-профессиональных программ. Кроме того, планируется развитие процедур лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, в первую очередь негосударственных, с целью гарантирования получения качественного образования.
Второе. Расширение доступности образовательных услуг. В ближайшие годы, согласно социально-экономическим прогнозам, ожидается сохранение значительного уровня безработицы, особенно в среде молодежи. В этих условиях важным является ежегодное увеличение доли подростков, поступающих в 10-й класс после 9-летки, и доли молодежи, обучающейся в учреждениях профессионального образования всех уровней – в ПТУ, техникумах, вузах. На это направлены, в частности, мероприятия по совершенствованию правил приема в учреждения профобразования, в том числе расширение целевого приема и подготовки специалистов для отдельных отраслей и сельской местности.
Третье. Развитие механизмов многоканального финансирования системы образования. В частности, планируется открытие в общеобразовательных школах внебюджетных счетов и создание попечительских советов, а также принятие правовых актов, стимулирующих привлечение в школу спонсорских средств. Для учреждений профобразования заложены меры, способствующие привлечению внебюджетных средств от дополнительных образовательных услуг, а также от прикладной научной и производственной деятельности.
Четвертое. Реструктуризация подготовки специалистов и оптимизация структуры учреждений системы образования. В связи с изменяющимися потребностями общества в подготовке специалистов и рабочих кадров намечено изменение классификатора специальностей. Запланированы и мероприятия по оптимизации сети учреждений, в первую очередь начального и среднего профобразования, как путем их интеграции, так и через развитие механизмов соучреждения.
Кроме того, в документе есть такие важные подпрограммы, как “Восстановление и развитие воспитательной работы в системе образования России”, “Сельская школа России”, “Индустрия образования”.
Программу планируется реализовать в два этапа. Первый – 1999-2001 гг. – разработка необходимой нормативно-правовой базы и проведение целого ряда экспериментов. Второй этап – 2002-2005 гг. – массовое внедрение наработанного в порядке эксперимента опыта”.
Рецепт
В конце своего доклада Владимир Филиппов отметил, что новая редакция программы была согласована со всеми, с кем только можно, – от Минфина до ЦК профсоюза, что позволяет надеяться на ее незамедлительное утверждение.
Однако последовавшая критика свидетельствует о том, что несогласования все-таки остались.
“К сожалению, новая программа ничем не отличается от той, которую мы рассматривали два года назад, когда ее представлял Владимир Кинелев, – посетовал министр труда Сергей Калашников. – Она совершенно не отвечает на многие животрепещущие вопросы, например, что делать с ПТУ и как их финансировать. Вообще весь блок профессионального образования в программе по сути дела отсутствует. Сегодня около 50 процентов всех выпускников профессиональной школы идут работать не по специальности. Почему же из программы практически исключена такая важнейшая вещь, как профориентация? Почему нет никакого упоминания о необходимости обучения навыкам поведения на рынке труда?”
Министерство культуры и Министерство по делам СНГ также оказались недовольны тем, как Минобразования среагировало на их предложения.
На помощь Владимиру Филиппову пришла целая группа поддержки: председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Иван Мельников, председатель профильного комитета Совета Федерации Валерий Сударенков, ректор МГУ Виктор Садовничий и президент РАО Николай Никандров. Программу нужно принимать, и безотлагательно! – в один голос уверяли они. Улучшать ее можно сколько угодно, продолжая в это время топтаться на месте.
Программу же необходимо направить в Думу еще до каникул, чтобы депутаты за лето ознакомились с документом и обсудили его в регионах. Тогда есть шанс утвердить ее федеральным законом уже в сентябре нынешнего года. А замечания можно учесть в окончательной редакции или при формировании ежегодных планов мероприятий по программе.
Сергей Степашин, подводя итоги дискуссии, дал министерству десятидневный срок на доработку программы. И под занавес обратился к представителям государственной казны: “У меня есть убедительная просьба к Министерству финансов еще раз внимательно просчитать все, что касается программы, в том числе при формировании бюджета 2000 года. И впредь давайте договоримся: если мы принимаем программу, она должна быть выполнена безоговорочно и безусловно, иначе мы ставим в неловкое положение все правительство, да и в целом власть. Тем более, если это касается нашего образования”.
Наталья БУНЯКИНА
Комментарии