Наша школа всегда шагала в ногу со временем по дороге информатизации: с 1989 года – кружок информатики в начальной школе, с 1993 года – урок в расписании, с 1997 года – система интегрированных курсов по всем базовым предметам начальной школы, с 1999 года – участие в городских экспериментальных площадках, с 2002 года – опорное ОУ ГЭП «Развивающая среда начальной школы», с 2007 года – реализация модели «Школа информатизации».
Казалось бы, все хорошо: и техника есть, и люди – энтузиасты. Однако пока техника стоит в кабинете информатики, ни о какой профессиональной ИКТ-компетентности учителя говорить нельзя. Знания – да, умения – да, но грамотное использование компьютера как инструмента образовательного процесса формируется лишь тогда, когда компьютеры появились в обычном классе и стали обычным инструментом, которым можно пользоваться каждый день, как книжкой или пеналом. Но реально ли это? Целесообразно ли это?
Что и как можно делать с компьютером в начальной школе на примере учеников 4-го класса, скажем, в течение 1-й недели учебы?
Начальные условия: 4-й год – урок информатики в рамках интегрированных курсов, 2-й – год ИКТ-поддержки на уроках окружающего мира, литературы и математики по модели «1 компьютер в 1-м классе». «Тележка» с 18 макбуками начала появляться в классе месяц назад.
Понедельник
Урок математики-информатики.
Ребята делятся на подгруппы.
По информатике они изучают программирование в среде «Лого», готовят пособие для математического исследования всех видов задач на движения. Каждый работает за компьютером, каждый готовит пособие для себя. И от того, насколько правильно он выполнит задание по информатике, зависит, насколько правильно он проведет затем исследование на уроке математики. На уроке математики дети решают и обсуждают задачи на движение, учитель использует проекционное оборудование.
Вторник
Урок литературы.
Ребята работают по группам над проектом «Я – читатель». К защите проекта ребята:
– сняли себя, как команду, с помощью встроенной в компьютер фотокамеры;
– напечатали план рассказа;
– отсканировали нарисованные иллюстрации.
Защита проекта всегда проходит с презентационным оборудованием и оценкой всего класса, как жюри.
Среда
Урок «Окружающий мир».
Освоив на информатике принципы создания таблицы, ученики предложили учителю представить в виде таблицы данные по природным зонам.
Четверг
Урок русского языка.
При повторении понятия «слово» учитель и ученики:
– воспользовались тетрадями по информатике, выполнив задание по упорядочиванию слов по алфавиту;
– проверили значения встретившихся незнакомых слов по словарю С.И.Ожегова;
– напечатали упражнение 10-пальцевым методом;
– проверили орфографию ресурсами программы;
– выделили инструментом «маркер» слова, заданные учителем;
– каждый ученик разобрал одно из предложений по составу, отформатировав его с помощью инструментов редактора.
Пятница
Составили и заполнили таблицу склонений имен существительных. И хотя компьютер стоял на парте для двух учеников, работа была индивидуальная, потому что у каждого свой набор слов.
При виде того, как дети 4-го класса по собственной инициативе предлагают использовать те или иные информационные технологии именно там, где это целесообразно, у нас увеличивается гордость за них и уверенность, что ИКТ-компетентность для этих детей не малознакомые слова, а стиль жизни и рабочий навык.
Светлана ПЕТРОВА, учитель начальных классов ЦО №1874
Комментарии