Я, Татьяна Кучеренко, работаю в Центре образования №1461 (средняя общеобразовательная школа №610), который находится в районе старой Москвы, где остались коммунальные квартиры, живут многодетные семьи с небольшим достатком. Большинство не имеют возможности обучать детей в элитных школах (рядом с нами две языковые школы и лицей). Поэтому в основе учебно-воспитательной работы Центра стоит задача учить всех, всему и всесторонне.
Банки, офисы и питейные заведения разного уровня, с одной стороны, и огромное количество театров, музеев, памятных исторических и культурных мест, с другой стороны, заставляют по-новому взглянуть на проблемы обучения и воспитания.
Исходя из социального заказа система воспитательной работы Центра, которая была окончательно выстроена в 2009 году, носит название «Личностно ориентированный подход к ученику через разнообразие деятельности, равенство возможностей и создание ситуации успеха».
Созданию этой системы предшествовала огромная работа в течение десяти лет.
В связи с тем что я одновременно еще и заместитель директора по воспитательной работе, учитель-предметник и классный руководитель, удалось собрать огромный педагогический материал на уровне школы и применить его к отдельно взятому классу.
С 1999 году, когда мы переселились в новое здание, когда появились новые возможности информационных технологий в воспитательном процессе, изменилась и воспитательная работа. Нельзя сравнивать оснащение новых школ тогда, в 1999 году, и теперь. В огромной школе были полностью оборудованы только 4 предметных кабинета, а на воспитательную работу выделены телевизор, видеомагнитофон с музыкальным центром и слабенький компьютер. За 10 прошедший лет оборудованы техникой практически все кабинеты, теперь каждый классный руководитель и учитель-предметник получили возможность использовать ее для воспитательной работы.
Как же можно это сделать?
Первые выпуски нашей газеты «Школа на Сретенке» были в единственном экземпляре и вывешивались на стенде. Постоянные проблемы с принтером и картриджами, постоянные поломки единственного в школе сканера, недельные ожидания фотографий, сделанных мыльницей, выпуск фотомонтажей с отчетом о мероприятиях тогда, когда интерес к ним угасал. Словом, не соблюдался главный принцип – сделать быстро. Использование цветных МФУ максимально упростило сейчас эту работу. Например, 27 октября мы провели школьный турслет на базе ДООЦ «Истра» в Жаворонках, а уже 28 октября в 8.30 все участники слета живо обсуждали его результаты и рассматривали свои фотографии.
Сейчас мы имеем возможность выпускать свой собственный журнал «Планета 610», который читают не только в классах. Некоторые номера мы делали подарочными, например, первый номер получили на память многие учителя, а ветеранам на празднике, посвященном 65-летию битвы под Москвой, мы вручили праздничный номер, в котором рассказывали, как школа готовилась к юбилею. Самым интересным пока получился номер, посвященный 70-летию школы.
Большое воспитательное значение имеет также награждение учеников собственными грамотами и благодарностями за активное участие в делах Центра.
Сейчас учителя – постоянные пользователи Интернета, за эти 10 лет практически все научились доставать любую информацию, создавать презентации, иллюстрировать свои выступления на классных часах музыкальными и видеофрагментами. Кроме этого, многие кабинеты Центра можно использовать как импровизированные кинозалы, особенно для просмотра научно-популярных фильмов на уроках и мультфильмов во время каникул и ГПД. В классах мы ввели еще одну форму работы: при проведении экскурсий и поездок дети ведут дневник, а потом представляют результаты в виде сочинений и презентаций.
Мы и раньше пытались концерты, спектакли и литературно-исторические игры сделать зрелищными, но это требовало больших усилий. Сейчас с помощью видео можно сделать декорации к спектаклю, а музыкальное оформление с помощью компьютера очень украшает его. Заставки в зале во время концертов и музыкальные видеоряды делают концерты более интересными. С помощью презентации в несколько минут на празднике Последнего звонка можно показать выпускникам и их родителям, чем занимались дети в школе в течение десяти лет.
В 2008 году мы впервые попробовали на родительских собраниях не говорить, а показывать. Попробуйте уговорить родителей пятиклассников в декабре отпустить их на линию обороны Москвы в поход, но когда я показала родителям видеоряд (где будут дети и что они будут делать), 37 учеников 5-6-х классов стали участниками мемориального похода школьников Центрального округа. Дети до сих пор вспоминают этот поход. На следующем родительском собрании я показала презентацию о походе. Надо было видеть довольные лица родителей, потому что многих детей – активных участников похода никогда не хвалили на собраниях. У нас очень проблемный класс, год назад нам с трудом удавалось добиться того, чтобы родители приходили в школу и помогали нам воспитывать их детей. В этом учебном году на первом родительском собрании мы через презентации показали, чем занимались весь год их дети, и каждому подарили диск на память. Теперь родители – наши главные помощники.
Можно много говорить о пользе информационных технологий в воспитательном процессе, но главное – с их помощью воспитательные проблемы можно решать быстро и просто.
Комментарии