search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

“Их правильность меня бесит”

Каков мир взрослых глазами детей, вступающих в него? Ответ на этот вопрос я попыталась найти с помощью анкетирования, проведенного среди старшеклассников одной из довольно престижных школ Москвы – школы N 1222 с углубленным изучением немецкого языка, где реализуются методы и приемы личностно-ориентированного образования, ведется серьезная работа по развитию творческих способностей детей.
По мнению ребят, современный мир взрослых – несправедливый, сложный, запутанный, жестокий, эгоистичный и непонятный, но вместе с тем интересный, насыщенный и независимый. В основном “взрослый мир” ассоциируется у старшеклассников с довольно негативными понятиями, такими, как хаос, проблемы, ссоры, непонимание, ложь, лицемерие. Есть и такие ответы, в которых “взрослый мир” ассоциируется с правами и обязанностями, ответственностью и самостоятельностью, семьей, карьерой, работой и деньгами. Все это может свидетельствовать о том, что молодые люди, готовящиеся вступить во взрослую жизнь, все же не готовы к ней. Она для них достаточно сложна. Их пугают те новые атрибуты этой взрослой жизни, с которыми им предстоит встретиться уже скоро, а они к ним не готовы.
Это подтверждается и тем, что почти все опрашиваемые одиннадцатиклассники, за малым исключением, не стремятся поскорее стать взрослыми, не желают этого. Так, они отмечают, что детство и юношество беззаботно, в нем меньше ответственности и проблем; лучше оставаться маленькими и жить без забот, иначе придется самим устраивать свою жизнь, появятся какие-либо взрослые проблемы, нужно будет самим зарабатывать на жизнь. Однако, несмотря на то, что предстоящая ответственность за свои поступки пугает, все же одиннадцатиклассники хотят большей самостоятельности, большего доверия к ним со стороны взрослых, веры в их возможности и способности.
Все это наталкивает на мысль о том, что в нашем современном обществе мало обращается внимания на подготовку подрастающего поколения к взрослой жизни. У молодежи не формируется ни в школе, ни в семье личностная ответственность за себя, за свою жизнь, за свое будущее на уровне смысложизненных установок и ценностных ориентаций. В погоне за повышенным уровнем обучения, развитием познавательной сферы школьников, развитием отдельных способностей мы зачастую не уделяем достаточно времени для формирования личности подрастающего поколения, не развиваем его социальное мышление, не позволяем овладевать технологиями эффективной адаптации к социуму.
Что больше всего позитивно влияет на формирование личности старшеклассников, по их мнению? В основном собственные личные наблюдения, которые прибавляют опыта, учат жить, позволяют не допускать ошибок, формируют представление о мире. На втором месте стоит семья. Средства массовой информации и телевидение, по оценкам опрошенных нами детей, выступают часто негативными факторами формирования их личности. “Там слишком много ненужного, даже много развращающего молодежь”, “там только врут”, “нет ничего интересного, только грубость и насилие”, хотя “по телевидению, в журналах и газетах есть информация, которую можно профильтровать и сделать полезной для себя”.
Полученные результаты опроса еще раз свидетельствуют о том, что старшеклассники в возрасте 16-17 лет находятся в ситуации самоопределения, самопознания, самооценки происходящего вокруг. Их собственные мироощущения, собственная позиция во многом важнее для них, чем та, что навязана со стороны школы, СМИ или родителей. И это может выступать основой, на которой необходимо развивать социальный интеллект, формировать социальную мобильность, личностную ответственность, способствующих более легкой и позитивной адаптации молодежи к “взрослой жизни”.
За что же молодые люди хотели бы покритиковать или высмеять взрослых? “Их правильность меня бесит, все люди ошибаются, а взрослые всегда оправдываются, им сложно признать ошибки”, – так на этот вопрос ответила одна девушка. Критике со стороны молодежи подвергаются поступки взрослых в ряде жизненных ситуаций, подавление самосознания и самостоятельности у детей; озлобленность взрослых, их неспособность жить сообща, решения политиков, президентов, равнодушие.
Вот извечная проблема взаимопонимания взрослых и детей, звучащая из уст молодого поколения. И нам, взрослым, для решения ее необходимо начинать именно с себя.

Елена ЧИРКОВСКАЯ,
кандидат психологических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте