search
main
0

Их открыла газета

Так говорят питомцы Бороздина. Но этого могло бы не быть, если бы…

Автор, основатель и директор теперь уже городского Центра развития детей с проблемами в обучении, Алексей Бороздин – по первой специальности артист и музыкант. Его виолончель волшебна. По профессии он – музыкант-педагог, не один десяток лет проработавший в 10-й музыкальной школе Новосибирского Академгородка. А по сути своей специальности – воссоздание интеллектуального, эмоционального, психического, духовного мира детей с отклонениями в развитии и страшными неврологическими диагнозами – он “простой кудесник”.

Об этом и написала “Учительская” в 92-м году в своем 48-м номере в очерке “Сибирский Пигмалион”. Тогда еще никакого Центра не было. Встретились мы с Алексеем Ивановичем по приглашению генетика Ольги Лисиченко в семье общих знакомых, у которых внучка наотрез отказывалась ходить в первый класс престижной школы и была почти признана “необучаемой”. Но с каким восторгом занималась она с Алексеем Ивановичем.

То, что я тогда увидела, взволновало меня сильнее самой прекрасной музыки: девочка не только легко осваивала нотную грамоту, сольфеджио, технику, но и в общем своем развитии обогнала сверстников.

Ну не чудо ли? К Бороздину приводили на дом детишек с нарушением психических процессов, двигательных реакций, речи. Приводили просто на уроки музыки. Но методика Бороздина, осторожно “нащупываемая” им технология необычного учебного процесса так преображали “необучаемых” детей, что матери, сидя в углу дивана, плакали за спиной ребенка от счастья. Ведь официальная медицина и официальная педагогика расписались перед ними в своем бессилии…

Пока Бороздин действовал “подпольно”, на него смотрели как на чудака. Или блаженного? Но когда “Учительская газета” посвятила ему в 92-м году целую полосу, хлынули письма и звонки со всей России: одни звали его к себе, другие просили разрешения приехать в Новосибирск. В городе широко заговорили о Бороздине. Но как по-разному!

– Безответственный журналистский вымысел, – сказал мне чиновник от культуры.

– В этом нет смысла, это нельзя тиражировать, – сказали методисты.

– Авантюрист, – доверительно сообщил мне известный врач, чей ребенок учился в 10-й музыкальной школе, – не может выдать хорошие результаты на детских музыкальных конкурсах, вот и занялся инвалидами. А кому эти инвалиды нужны? Пустая трата времени и средств…

Но главный генетик области Ольга Лисиченко поддержала газету:

– Не авантюрист, а новатор, опередил свое время и совершил прорыв в неведомое нам. Его методика не просто развивает, она целительно действует на детей, которым медицина и диагноз-то не всегда может поставить. К нему надо возить ученых и практиков, учителей, педиатров, дефектологов, психологов, невропатологов и генетиков.

Как тут не сказать, что публикация в “УГ” все-таки сделала свое дело!

Потянулась цепочка, а потом и поток людей в “школу” Бороздина, которая существовала тогда как научно-музыкально-художественно-педагогический кружок на общественных началах. Упрямых чудаков и любопытных энтузиастов приютил в своем деревянном бараке детский клуб “Радуга”. Сюда приезжали теперь не только местные, но и зарубежные журналисты, ученые, священники, общественные деятели.

Не дожидаясь официального одобрения, первыми стали изучать и перенимать технологию Бороздина методисты и музыкальные работники управления детских дошкольных учреждений СО РАН. В нескольких садиках стали с раннего возраста заниматься с детьми по программам и методикам “Школы Бороздина”. Свершилось то же самое чудо: стремительно шло эмоциональное развитие “заторможенных” или “неуправляемых” детей. Их переводили в обычные группы без тревоги и сомнения.

Через пять лет “музыкально-педагогического” творчества у Бороздина появились единомышленники по всей стране: в Красноярске, Москве, Кемерове, Пензе, Перми, Миассе и других городах. Бороздина с его сотрудниками стали приглашать на семинары для участия в работе научно-практических конференций, летних коррекционных школ в рамках Федеральной программы “Дети России”.

За это время Бороздин стал заслуженным работником культуры России, получил грант на свою программу от Фонда Сороса, от американской организации “Save the Children” – “Здоровье детей”, а в 1998 году стал лауреатом премии Джорджа Сороса “Подвижник России”.

О результатах “педагогики Бороздина” ярче всего свидетельствуют цифры: из 23 “безнадежных” выпускников Центра 18 детей обучаются в обычных школах.

Пока коллектив Бороздина и родители особенных детей бились за свое право на существование, в Новосибирске избрали нового мэра, в прошлом – экономиста, преподавателя, который сделал проблемы образования приоритетными в деятельности городской мэрии. Говорят, почти нет школ или вузов, которые бы он сам не “инспектировал”: побывал всюду, знакомясь с педагогами, библиотекой, отоплением и столовой. Приехал после очередной газетной публикации и в барак к Бороздину. И вот – рождественский подарок – “Школе Бороздина” отдана часть детского садика в березовой роще. Проведена реконструкция. Рядом – лечебно-диагностический Центр и прекрасная классическая гимназия, готовая подхватить “детей Бороздина”. Оборудование – великолепное! Здесь есть все, чтобы развивать детей так, как делали это Алексей Иванович и его друзья у себя дома: учить их видеть звуки, слышать цвет, проживать – тоже индивидуально, в особом движении – слово и букву.

Мэр Новосибирска Виктор Александрович Толоконский согласился стать главой попечительского совета этого Центра и в свой первый же приезд – на открытие – организовал в “Школе Бороздина” учебу всех ведущих специалистов мэрии и руководителей управлений, способных и обязанных решать проблемы развития и воспитания детей. Родился план сотрудничества.

В день открытия Центра всем нам показали фильм с феноменальными уроками для “необучаемых”. Когда на экране монитора пошли уже исторические кадры – эти же дети под колокола Ивана Великого поют в благотворительном концерте с Монсеррат Кабалье в Москве, – было ощущение, что мы присутствуем при открытии новых возможностей человека, а значит, и наших собственных.

Теперь есть надежда, что осуществятся и другие “безосновательные вымыслы” – мечта Алексея Ивановича об организации в Новосибирске летней коррекционной школы для педагогов и родителей и издание уже написанных им “Очерков реабилитационной педагогики”.

Галина ФРОЛОВА

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте