search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Игры в образовании – это серьезно. Мы редко даем детям решать открытые задачи творчески

​Игры – серьезный образовательный инструмент. Именно игры позволяют развивать в деятельности необходимые универсальные умения и компетенции, во многом восполняя пробелы фронтальной педагогики и шаблонности преподавания.

Сегодня в школьном образовании есть один очень серьезный недостаток. Образование является стандартизированным: в нем детям постоянно предлагаются шаблоны, а дальше педагоги смотрят, насколько хорошо шаблоны усваиваются. По сути, мы редко даем детям решать открытые задачи творчески. Большая часть педагогики при этом фронтальная: учитель выдает информацию ученикам, а кто из них ее воспринял – покажет домашняя работа над упражнениями по решению шаблонных задач стандартным образом.Между тем обучение должно формировать в детях те умения и компетенции, которые помогут им жить в современных реалиях, строить карьеру и будущее. Это универсальные компетенции, постоянно необходимые человеку, не привязанные ко времени. Сейчас очень модно говорить о навыках XXI века, и педагогам предлагается развивать именно их: 4К, эмоциональный интеллект и компетенции по сборке Lego-роботов. Качества, требующиеся исключительно в XXI веке, – это сама по себе штука спорная, ведь наступит XXII век, и так или иначе будут применяться те же самые ключевые умения, необходимые человеку, чтобы жить, работать, развиваться. Они же были нужны человеку и в далеком прошлом. Речь идет об умениях, связанных с мышлением, коммуникацией, взаимодействием людей, работой с информацией, самореализацией и управлением эмоциями, и многих других, являющихся универсальными для человека, не привязанными к конкретной тематической сфере. Например, системное мышление, так востребованное в наши дни, широко применялось и во времена Аристотеля. Понятно, что мир, известный древним грекам и называемый ими «Ойкумена», и наш нынешний мир несопоставимы по масштабам и скорости, но компетенции от этого не меняются – меняется лишь объем и скорости их использования. Компетенции могут быть предметными, метапредметными, универсальными, встречающимися в самых разноплановых сферах, но всех их объединяет одно правило: любые компетенции развиваются исключительно в сопровождаемой деятельности. Нет деятельности – нет развития компетенций. Внимание учителя – это не деятельность, а домашняя работа – несопровождаемая деятельность. Примером сопровождаемой деятельности может быть проектное обучение, обучение в сотворчестве с учителем, перевернутый класс и, конечно же, игра. В школах с фронтальной педагогикой и передачей знаний с помощью шаблонов сопровождаемую деятельность взять, как правило, неоткуда, и здесь на помощь могут прийти такие инструменты, как игропрактика, создающая моделирующую или игровую деятельность. Игровая деятельность в целях образования воспринимается детьми заведомо лучше. Для детей игра –  способ познания мира, потому дети изначально замотивированы играть. Как мы знаем, мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя – это про кнуты и пряники, а внутренняя – когда ребенок что-то хочет делать сам. В играх строится среда, которая будет способствовать тому, что ребенок будет внутренне замотивирован, у него будут быстрее развиваться когнитивные способности, он может сам ставить цели, достигать их.Некоторые учителя считают, что у сегодняшних детей вообще нет мотивации, но при этом они с удовольствием и азартом играют, например, в компьютерные игры. Многие интересные компьютерные игры не переведены на русский язык, и часто дети абсолютно самостоятельно изучают требуемый английский без какого-либо участия взрослых. Игровая среда подразумевает свободу выбора и самоопределения. Таким образом и образовательный эффект в играх значительно усиливается, так как внутренняя мотивация выступает его катализатором. Игропедагогика – это сочетание игропрактики с педагогическим дизайном, то есть при построении игр и игровой среды используются методические основы построения образовательного процесса. Результаты даже с самыми не мотивированными на учебу детьми бывают весьма неожиданными. Как человек, который учит педагогов игропедагогике и постоянно играет с детьми, я вижу это каждый день.Начну с двух ярких настольных игр. «История России в лицах». Ученики при изучении истории часто теряют общую структуру предмета. Они где-то проболели, где-то что-то не услышали. В итоге не выстраивается полноценная хронологическая лента. Мы получаем такую новогоднюю елку: в руках пара шариков, а на полу куча осколков – самой елки как не бывало. Задача игры: выстроить саму «елку» – древо структуры истории – так, чтобы ребенок понимал этапы, привязки, представлял себе конкретных персонажей, которые жили и действовали в разные временные этапы. Механика игры очень проста, но при этом динамична – игроки угадывают и забирают друг у друга карточки исторических персонажей разных эпох, таких как, например, московское царство, революция, эпоха дворцовых переворотов. Простота компенсируется социальной и эмоциональной составляющей в общении, дети хотят возвращаться к ней снова и снова, и в итоге исторические личности плотно утверждаются в памяти. Конечно, эта игра не позволит вам выучить всю историю, но она поможет выстроить структуру, населить историю реалистичными историческими личностями. Другая наша игра – «Терра-формер». Ее цель – показать взаимосвязь биологии, географии и экологии – как связаны климат и экосистемы, животные и растения, как выстраиваются пищевые цепочки, как и почему животные мигрируют, что едят. По сюжету игроки прилетают на безжизненную планету, и перед ними стоит задача обеспечить колонизацию, сделать ее пригодной для жизни человека. Для этого у игроков есть банк генетического материала с Земли: животные, растения, основы экосистем, которыми они и населяют эту планету, постепенно становящуюся все более похожей на нашу. Все животные, которые туда попадают, живут своей жизнью, реагируют на катаклизмы, мигрируют, питаются, развиваются. В голове у игроков выстраивается целостная картина живой планеты. Они на практике понимают, как все работает. Причем примерами являются реальные земные животные – опоссумы, туркменские усачи, коралловые полипы, тюлени, каланы. Гораздо чаще, чем настольные игры, в игропедагогике применяются игры живого действия. Игры живого действия отличаются от настольных тем, что из игровых элементов в них есть лишь правила общения и взаимодействия между игроками, по которым строится игра. Для игроков одно из важных неписаных правил – «что не запрещено, то разрешено». Это дает много свободы. Для игротехников, которые игру сопровождают, основное неписаное правило – «в игре все всегда пойдет не так». Это значит, что игротехники – ведущие игры – должны всегда быть готовы к неожиданностям, импровизации, должны налету принимать решения. В игры живого действия дети погружаются с головой.  Правила строятся таким образом, чтобы у детей всегда был выбор нескольких возможных действий, а для особо одаренных была возможность найти нестандартные ходы, не противоречащие логике игры и не запрещенные правилами.  В игре живого действия серьезно развиваются умения коммуникации, мышления в действии, управления эмоциями, компетенции принятия решений, совместной работы.В качестве примера можем рассказать историю создания серии игр для одной из школ Москвы. Образовательная программа в школе позволяла детям раскрыться, выражать свои мысли в устной речи. Но часто захватывает сам процесс говорения, и дети не могут вовремя остановиться, наслаждаясь дискуссией. Развитые умения в сфере риторики иногда могут сыграть злую шутку, особенно если в общении требуются четкость, лаконичность, если общение идет в стилистике «время – деньги!». Для этого случая мы специально проработали игру «Экзамены в Скотланд-Ярде», знакомящую детей с культурой вопрошания. Целью было научить их задавать очень четкие, прицельные вопросы, с пониманием того, кому они их задают, как они их задают и какой ответ они хотели бы получить, встраивая эти вопросы в процесс создания и опровержения гипотез. В этой игре дети выступают в роли выпускников школы инспекторов Скотланд-Ярда, и в качестве экзаменационного задания они должны распутать сложное дело, например дело о похищении чертежей одного из первых компьютеров – вычислительной машины Чарльза Бэббиджа в 1830 году.  Для этого игроки общаются со свидетелями и подозреваемыми – игровыми персонажами: лордами и простолюдинами, например, с владельцем крупнейшей коллекции редкостей в Лондоне лордом Ричардом Холдером или фонарщиком Генри Бернсом, который зажигает фонари вокруг дома лорда по вечерам.  Дело должно быть раскрыто в ограниченные сроки, при этом загадок для игроков здесь заготовлено предостаточно. Каждый игровой персонаж имеет свои повадки, свой стиль общения, обладает определенными знаниями. Некоторые утаивают информацию. Гипотезы строятся и рушатся, игроки живо обсуждают логику и стратегию в командах и выдвигают смелые предположения, не забывая при этом о кратком времени, отведенном на вопросы.И, наконец, говоря об игропедагогике, нельзя обойти компьютерные игры. Возьмем, к примеру, химию. В химии все процессы протекают на молекулярном и атомарном уровнях. Увидеть глазом его практически невозможно, поэтому то, как этот процесс выглядит вне конкретного опыта, дети не способны сразу понять, они вынуждены принять эти знания на веру. В результате такая важная тема проходит мимо, дети не понимают, как устроены атомы, как они ходят по орбиталям, что такое атомарная масса и т. д. Оригинальное решение этой проблемы придумала компания Mel Sсience. Со своим 3D-конструктором молекул они поступили хитро. Сначала дается стандартный формат реального химического опыта в лаборатории, ученики наблюдают за ним, а затем, надев очки виртуальной реальности, собирают эту же реакцию на молекулярном уровне в трехмерном виртуальном пространстве. Ученики погружаются в атомарный мир, видят, что же происходило в их лабораторном опыте на самом деле. Так формируется понимание химии.Важно помнить, что знание ученика не равносильно пониманию. Знание часто является пассивным, то есть многое принимается на веру. В описанном примере дети проникают внутрь эксперимента, и понимание приходит естественным образом. Достижение понимания в деятельности – это одна из наиболее важных составляющих игропедагогики.И на сладкое расскажу вам об еще одной компьютерной игре – Geoguesser. Эта игра использует Google-карты и съемки с камер по всему миру. Игра забрасывает игрока в разные уголки мира, в непонятные, но реальные места, где он может смотреть по сторонам и передвигаться по разным локациям, как в компьютерной игре. Вокруг все реальное – реальная Аризона, реальная Намибия, реальная Гренландия. Вы видите природу, людей, видите, какие там дорожные знаки и разметка, на каких языках, как выглядят автомобили, здания. И вот игроки должны отгадать, куда же они попали, и поставить маркер в соответствующем месте на карте. Играть в классе можно по командам. Каждая команда старается угадать местоположение, отмечает его на карте и таким образом связывает увиденные только что реальные картины мира с плоской схематичной картой. Так приходит понимание того, где и что расположено на земле. В понимании детей география вдруг оживает. Игры – это серьезный образовательный инструмент, будь то иностранный язык, география, история, химия или любой другой предмет. Именно игры позволяют развивать в деятельности необходимые универсальные умения и компетенции, во многом восполняя пробелы фронтальной педагогики и шаблонности преподавания школ. Поэтому играйте с детьми, а еще важнее – играйте сами, выбирайте те игры, которые понравились именно вам, ведь иначе может сработать «эффект Станиславского» – дети смотрят на попытки учителя увлечь их и говорят «не верю»!Андрей КОМИССАРОВ, ведущий специалист НПО «Игровое образование», создатель линейки образовательных настольных и компьютерных игр, обладатель ордена Шевалье (Бельгия) за образовательные инновации, лидер краудсорсинговой платформы Edunet

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте