МГППУ так серьезно занимается проблемой игрушек, что остается только удивляться. Но удивление удивлением, а работа работой.
Весной 2007 года ученый совет университета рассмотрел вопрос «О концепции психолого-педагогической экспертизы детских игрушек». Выступая перед членами ученого совета, научный руководитель «Центра игры и игрушки» МГППУ, ведущий детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология», автор научных монографий, книг, статей для родителей, а также учебников по детской психологии Елена Смирнова отметила, что сегодня выбор игрушек чрезвычайно затруднен. Наряду с традиционными появляются игрушки нового поколения, но отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Поэтому сегодня чрезвычайно актуальным становится осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы детских игрушек, учитывающей не только их санитарно-гигиенические или эстетические свойства, но и возможный психологический эффект на развитие ребенка.
Информация к сведению
«Центр игры и игрушки» МГППУ создан в 2003 году. Его сотрудники занимаются возрождением ценности детской игры, популяризацией знаний о развитии ребенка, созданием ориентиров в подборе игрушек для детей разных возрастов. Сотрудники центра разработали концепцию и методику психолого-педагогической экспертизы игрушек, ведут активную практическую работу с производителями игрушек. Задача центра – проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек, которая позволяет определить их развивающие качества. Игрушки, получившие высокую оценку и одобрение экспертов центра, представлены на его сайте.
В «Центре игры и игрушки» создан Музей игрушек на базе коллекции, которая началась с советских игрушек и была передана Елене Олеговне Смирновой ее учителем – Зинаидой Михайловной Богуславской. Эти игрушки составляют часть исторической экспозиции музея, в которой также представлены традиционные народные игрушки разных стран. Этот раздел постоянно пополняют сотрудники и друзья центра.
Сегодня музей формирует экспозицию современных игрушек, этот раздел имеет также и образовательную функцию: на его базе в центре проходят занятия курса «Игра и игрушка» для всех желающих.
О том, что вызывает особое нарекание детских психологов сегодня, руководитель центра Елена Смирнова всегда говорит с особым волнением:
– Во-первых, возраст детей, для которых предназначена та или иная игрушка, на коробках с игрушками указывается, например, так – от трех лет. При этом трехлетний и, скажем, десятилетний ребенок предпочтут совершенно разные игрушки. Во-вторых, у нас сегодня стало слишком много «умных» игрушек, которые сами говорят, ходят, танцуют, и какую, спрашивается, игру может организовать ребенок с куклами и мишками, которые все делают за него? Мода последнего времени – дарить малышам до 5 лет радиоуправляемых роботов, но такая игрушка годится для детей старшего возраста и то лишь с той точки зрения, что им должно быть интересно, как она устроена. Дети потеряли самое важное – возможность внутреннего диалога с игрушкой. Ведь, по сути, игра – особое действо, особое пространство, в котором живет ребенок, и он должен сам ее создавать, учиться фантазировать, а не тупо манипулировать предметами.
Недавно в руки экспертов центра попала игрушка, от которой они, прямо скажем, пришли в ужас. Специалистам предстояло оценить голову манекена, которую предлагают детям, чтобы те постигали парикмахерское искусство. Вердикт их был такой: девочкам дарить такое «чудо» не рекомендуется. С точки зрения детской психологии, эта «игрушка» – не более чем отрезанная голова.
Вообще выбрать сегодня в магазине куклу с приятным детским выражением лица стало большой проблемой. Таких кукол единицы, а большинство – орущие подобия детей с застывшими надменными физиономиями. Последний писк кукольной моды в нашей стране – копия балерины Анастасии Волочковой и успешного отечественного продюсера Иосифа Пригожина. Между тем кукла, как считают психологи, – не что иное, как модель человека, и, соприкасаясь с ней, ребенок подсознательно начинает ей подражать.
Новая сегодняшняя мода – это не просто куклы, а пластиковые куклы-муклы, которым с виду 14 – 16 лет. Большие глаза, как у девочек из японского аниме, прямые волосы у Сони, Тани, Майи, Лизы, Анны, Лоры, всего создано шесть таких мукол, которые напоминают психологам детей, страдающих олигофренией. Хотя в одном из интервью создатель мукол Полина Волошина говорила, что вообще-то этих кукол она замышляла не для детей, они почему-то продаются в «Детском мире».
Уже сейчас на некоторых коробках с куклами стоит разработанный московскими специалистами знак качества: «Детские психологи рекомендуют». Сотрудники центра отмечают, что они не могут запретить или даже осудить публично ту или иную вещь. Их задача – рекомендовать. Раньше при Министерстве образования существовала Федеральная экспертная комиссия, которая проводила психологическую экспертизу игрушек, но лет 10 назад она развалилась. Три года назад подобную экспертизу начали проводить психологи центра, который возглавляет Елена Смирнова. Однако за прошедшее время никто не отслеживал, какие игрушки стоят на прилавках российских магазинов, чаще всего это китайская продукция (по показателям 2006 года, она составила 86 процентов). Что же касается отечественных игрушек, то их в настоящее время на рынке не более 10 процентов. Изменится ли ситуация и когда, сказать трудно. Ведь в России, как и в других отраслях народного хозяйства, сегодня дефицит кадров для этой отрасли.
– Пока основным достоинством игрушек, с точки зрения их производителей и продавцов, остается покупаемость, – говорит Елена Смирнова. – Детские психологи это знают, поэтому у нас есть несколько рекомендаций родителям, решившим сделать подарок своим малышам. Во-первых, игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Во-вторых, ребенок должен принимать в игре непосредственное участие (игрушка должна открывать простор для его инициативы). В-третьих, родители должны не лениться, а включаться в игру, чтобы ребенку было интересно. И, конечно, игрушка должна быть привлекательной, чтобы у детей, глядя на нее, не возникала ассоциация с монстром.
Комментарии