Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Игры, которым педагог-психолог обучает родителей

УГ - Москва, №33 от 17 августа 2010. Читать номер
Автор:

Погода в доме Предлагается обозначать плохое и хорошее настроение образно – «тучка» и «солнышко». Это дает возможность членам семьи рассказывать о своем настроении рисунками. Если кому-то хочется побыть одному, то он выражает это желание «тучкой», и все понимают, что пока лучше не подходить. Когда «тучи на душе» рассеются, то показывается рисунок «солнышко» – гроза прошла! Ребенок может прикреплять рисунки «пасмурно» и «солнечно» себе на одежду или рисовать на ладошке.

Камушек в ботинке

Если что-то мешает в отношениях, то лучше сразу сказать об этом, чем накапливать обиды. Каждый в семье может сказать о том, что его беспокоит: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что сестра не убирает за собой посуду и заставляет делать это меня».

Жалобная книга

Если вы заметили, что у кого-то в семье плохое настроение, то можно предложить поиграть в такую игру: каждый говорит о своих неприятностях:

«А еще мои джинсы до сих пор в стирке».

«А еще у мамы плохое настроение с утра».

«А еще я не хочу идти в детский сад».

«А еще сегодня понедельник».

Веселые дровосеки

Совместные двигательные упражнения помогают снять напряженность, «разрядить грозовую атмосферу». Предлагается самому сердитому стать дровосеком и нарубить много дров. Сначала надо показать, какой толщины будет кусок бревна, потом поставить его на пень и поднять топор высоко над головой. Ноги должны сильно упираться в пол, когда «топор» опускается на полено, надо громко выдохнуть: «Ха!», затем поставить новое полено и вновь разрубить его. У кого получится самая большая поленница?

Волшебное заклинание

Плохое настроение можно исправить и таким способом: как можно более сердито надо произносить: «Бух-тиби-дух!», это надо повторить несколько раз. Хотя заклинание произносится сердитым тоном, через несколько минут невозможно будет удержаться от смеха.

Вслух я не говорю…

Бывают моменты, когда хочется сказать кому-то неприятные слова. Это бывает сгоряча, и потом становится стыдно за свою грубость. Чтобы не раскаиваться в своих резких словах, их можно сказать, но без звука. Надо просто открывать рот и мысленно кричать на своего обидчика.

Так же можно рассказать и о своих добрых чувствах. Проделав эти упражнения, постарайтесь определить, когда у вас было приятное чувство, а когда вы чувствовали себя напряженно.

Слуга и господин

Участвующие в игре разбиваются на пары, считалкой определяют, кто будет играть роль слуги, а кто господина. По сигналу игра начинается, и господин отдает приказы, а слуга их выполняет.

Через несколько минут играющие меняются ролями.

По окончании проводится обсуждение, в какой роли играющий чувствовал себя увереннее, а какая роль выполнялась с трудом.

Без слов

Предлагается любое продуктивное задание – сделать аппликацию, построить конструкцию, нарисовать общую картину…

Каждому участнику выдается необходимый материал, но объясняется правило: в процессе работы нельзя разговаривать. Больше никаких правил не сообщается, целью такой игры является то, что участники сами находят способы договориться без слов. После выполнения работы проводится обсуждение – какие еще средства общения можно использовать, кроме слов, чтобы высказать свое мнение.

Конфета в бутылке

Участникам игры предлагается опустить конфету в бутылку. Каждой группе участников выдается пластиковая бутылка и конфета в фантике, привязанная к длинной веревке (1 м). Для того чтобы можно было действовать сообща, к другому концу длинной веревки привязываются еще 2 или 3 короткие (50 см), их количество зависит от состава команды. Это могут быть мама и ребенок, мама, папа и ребенок, мама, бабушка и ребенок. Цель игры – опустить конфету в бутылку. Для этого необходимо действия каждого согласовывать с действиями других, а это важно не только в игре, но и в семейных отношениях вообще.

Рисунок-невидимка

Два участника игры стоят по разные стороны мольберта, к каждой из которых прикреплен лист бумаги. Один из участников – ведущий – начинает рисовать какое-либо изображение, а другой участник пробует по инструкции ведущего повторить его. В роли ведущего вначале может выступать ребенок, потому что дошкольнику достаточно сложно рисовать по словесной инструкции, не видя образца.

Рассказ о себе

Каждому из участников предлагается составить свой словесный портрет. Выбрана может быть любая ситуация: встретить гостя на вокзале или описать свою внешность знакомому по Интернету, или… отправить заявку в Центр космических полетов для вступления в отряд космонавтов. Задание: каждая фраза должна начинаться со слов «Я…», «У меня…», «Мой/моя…».

Идеальный ребенок

Родителям предлагается называть себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке, как идеальном. Можно называть качества, которых пока еще у ребенка нет, но они обязательно сформируются. Например: «У Елены Ивановны есть замечательная дочка Ирочка. Она умеет вязать, читает много книг, занимается музыкой. В школе Ирочка учится на «четыре» и «пять», участвует в олимпиадах, выступает на концертах…»

Путешествие

на облаке

Всем участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что они летят на белом пушистом облаке. Звучащая негромкая музыка поможет расслабиться и помечтать о самом хорошем. Пусть облако перенесет каждого в такое место, где он будет счастлив. Предложите участникам постараться увидеть это место как можно подробнее, почувствовать себя спокойными и счастливыми. Затем не спеша отправляемся в обратный путь, пусть возвращение будет легким и приятным.

Внимательные уши

Участникам игры предлагается закрыть рукой левое ухо и послушать, какие звуки слышит правое. Потом закрыть правое ухо и послушать, какие звуки слышит левое. Потом закрываются оба уха, и через 1-2 минуты обсуждается, что можно услышать, когда уши закрыты.

Предлагаются вопросы:

– Какой звук совсем неприятно слышать?

– Какой звук самый приятный?

Вариант игры: взрослый произносит набор слов (ласковых, сердитых, нейтральных). Потом с детьми обсуждается:

– Есть ли слова, от которых уши «закрываются»?

– Есть ли слова, которые «открывают» уши?

Сердитые и добрые гласные

Участникам предлагается выражать разные чувства гласными звуками: звуки и чувства каждый может выбрать сам, а другие участники отгадывают. Например, грустное «а-а-а» или радостное «и-и-и». Интонация может быть сердитой, таинственной, повелительной, испуганной, торопливой.

Камень мудрости

Участники сидят в кругу, у ведущего в руках камушек. Объявляется правило: каждый говорит на заданную тему, но только тогда, когда у него в руках камушек, полученный от ведущего. Остальные внимательно слушают и, когда получают камушек, продолжают разговор.

Обсуждение проводится по вопросам:

– Нравится ли вам, когда другой человек перебивает?

– Что вы чувствуете, когда хотите что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?

– Что вы чувствуете, когда все внимательно вас слушают?

Танцы-противоположности

Участники разбиваются на пары, включается ритмичная музыка. Один участник танцует веселый танец, другой – под эту же музыку – грустный танец, через

1-2 минуты роли меняются. Другие пары чувств, которые можно предложить: сердитый – довольный; щедрый – жадный; трусливый – смелый.

Потом проводится обсуждение, какое чувство было труднее изображать.

Благодарное письмо

Родителям предлагается написать письмо со словами благодарности своему ребенку. В этом письме надо выбрать те качества ребенка, которые восхищают родителей, поблагодарить за хорошие поступки, которые он сделал для других людей. После того как письмо написано, его можно прочитать своему ребенку. Писать такие письма можно своим друзьям и близким, делать это лучше регулярно.

Игры, в которые рекомендуется играть дома

Копилка хороших событий

Выбирается красивая коробка (или изготавливается вместе с ребенком) – это копилка для хороших событий. Каждый из членов семьи записывает или зарисовывает хорошее событие, поступок, который сделал он сам или был сделан для него. Эти заметки складываются в копилку, и в определенный день шкатулка открывается, и все рассматривают хорошие дела и поступки.

Ритмические хлопки

Для того чтобы настроиться на диалог с ребенком, можно использовать такой прием: предложите ребенку хлопать с вами по очереди, повторяя точное количество хлопков. Начинать лучше с простых ритмов: III или II, затем можно усложнить задание – II II, II III. Такой вид диалога приучает внимательно слушать друг друга, отвечать на заданный вопрос, а не говорить только о своем.

Секрет

Семья собирается в кружок. Предмет (игрушка) заворачивается в несколько листов газеты и передается под музыку. Когда музыка прерывается, тот, у кого оказался пакет, разворачивает один лист. Музыка возобновляется, и пакет снова путешествует, пока секрет не будет окончательно раскрыт.

Строгий король

Ребенку или взрослому, исполняющему роль Короля (Королевы) молчания, вручается корона, а под «трон» ставится колокольчик.

Задача игроков – бесшумно подойти к королю. Его величество хотя и сидит с закрытыми глазами, но если услышит, то отправит обратно.

Усложнение игры: взять колокольчик и вынести за черту (границу королевства) так, чтобы никто не услышал ни звука. Если колокольчик зазвенит, придется вернуть обратно!

Ну, кто самый ловкий? Папа, мама или дедушка?

А кто самый строгий король?

Игры на каждый день

Угадай по запаху

Нужно подобрать красочную баночку, в которую можно налить немного шампуня или зубной пасты или положить кусочек мыла. Так как многие средства гигиены ароматизированы, ребенку предлагается отгадать – какой запах, какое средство?

Более сложный вариант: определить последовательно 2-3 запаха в том порядке, в котором они были предъявлены. В этом случае понадобятся

2-3 баночки.

Угадай на ощупь

Сначала взрослый и ребенок определяют цвет полотенца, мочалки, губки и др., затем предмет ощупывают. Ребенок убирает руки за спину. Предлагается не глядя руками ощупать предмет и назвать его цвет.

Усложненный вариант: определение цвета 2-3 предметов и называние в той последовательности, в которой проходило ощупывание.

Узнай на вкус

Доставляет детям большое удовольствие игра «Попробуй на зубок». Для этой игры подходит процесс приготовления винегрета или салата, впрочем, пробовать на вкус можно любой кусочек – сладкий, соленый, терпкий, экзотический. Угадывайте с закрытыми глазами продукты на вкус и называйте их.

Можно придумать забавное семейное меню, например, «Солнечные блинчики» или «Туманная кашка». Фантазируйте вместе с детьми!

Для малышей с плохим аппетитом это будет одним из способов знакомства со свойствами продуктов.

Помогающие игры

Сложная ситуация

Если отношения с ребенком вдруг стали сложными и обычные методы не могут помочь, попробуйте предложить поиграть в кукольный театр. Предложите дошкольнику выбрать куклу-бибабо, выберите себе персонаж и проиграйте, смоделируйте ту ситуацию, которая кажется неразрешимой.

Например, ребенок отказывается убирать за собой.

Предположим, он выбрал куклу Петрушку, а вам достается Баба-яга. Баба-яга обращается к Петрушке, хвалит его, радуется – вот как раз из таких и вырастают настоящие растеряхи, они ничего не могут вовремя найти, и поэтому приходят неприятности. А уж когда кому-то плохо, то Бабе-яге очень даже хорошо.

Рисуем чувства

Если вы заметили, что дошкольник огорчен, нервничает или злится, попробуйте предложить ребенку нарисовать чувство, которое он испытывает. Это может быть просто цветное пятно или тонирование бумаги, даже каракули. Если ребенок не называет сам это чувство, не просите его объяснить, возможно, он сам расскажет об этом потом.

В процессе проведения семинара с родителями обсуждается книга Д.Б. Эльконина «Психология игры», в его практической части использованы адаптированные автором игры по книгам

К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?».

Профилирующие специалисты в дошкольных учреждениях комбинированного и компенсирующего вида (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, сурдопедагоги) взаимодействуют с родителями посредством составления индивидуальных заданий и рекомендаций по развитию детей. Эти специалисты вместе с другими педагогами принимают участие во всех мероприятиях детского сада.

Непосредственная беседа с родителями или лицами, их заменяющими, оказывает более положительный эффект, чем написанные в тетрадке и переданные через воспитателя задания.

Взаимопонимание родителей и всех членов коллектива детского сада – это непременное условие обеспечения преемственности. И роль каждого сотрудника в создании эмоционально положительного отношения к дошкольному учреждению и достижения взаимопонимания с членами семьи малыша трудно переоценить. Помогая семье воспитывать ребенка, мы одновременно помогаем родителям повышать свою компетентность. Именно поэтому можно считать взаимодействие с родителями одной из важнейших задач детского сада.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту