Считается, что компьютерные игры вредны, особенно для подрастающего поколения. Между тем в последнее время появились и существенные аргументы в их пользу. В частности, ряд научных исследований доказывают, что участие в таких играх может оптимизировать работу мозга.
Совсем недавно такое исследование провели специалисты из Университета штата Джорджия. Об этом пишет журнал Neuroimage: Reports. Ученые привлекли к сотрудничеству 47 студентов своего университета. При этом 28 участников играли часто и могли назвать себя геймерами, а 19 делали это крайне редко. Каждого из добровольцев помещали в аппарат МРТ, оснащенный зеркалом, в котором отражался экран с движущимися точками. Студентов просили правой или левой рукой нажимать кнопки, чтобы задавать точкам траекторию движения.
Оказалось, что игроки-завсегдатаи демонстрировали гораздо большие скорость и точность реакции, чем те, кто играл лишь изредка или не занимался этим вообще. Между тем экспертиза результатов МРТ показала, что у геймеров в отличие от остальных участников во время испытаний наблюдалась повышенная активность в некоторых частях мозга. Другие тесты выявили у них более развитый навык принятия решений.
Кстати, несколько лет назад специалисты из университетов Аалто и Хельсинки (Финляндия) выяснили, что компьютерные игры, рассчитанные на несколько игроков, способствуют синхронизации электрической активности их мозга. Ученые провели серию экспериментов, в ходе которых добровольцы играли в Hedgewars. По сценарию этой игры две команды ежей сражаются друг с другом, используя разнообразное оружие. Пока шла игра, исследователи снимали электроэнцефалограмму (ЭЭГ) мозга игроков, а также регистрировали электрические сигналы, возникавшие при сокращении лицевых мышц, это позволяло отслеживать мимику, по которой можно идентифицировать внутреннее состояние человека. Полученные параметры указывали на сходство в работе мозга испытуемых. Согласно выдвинутой гипотезе игра против оппонента повышает способность понимать его эмоции, поскольку это помогает спрогнозировать действия противника.
Нельзя не согласиться с тем, что многие игры заставляют человека думать, напрягать мозг во время прохождения заданий, чтобы получить оптимальные результаты. Мы не всегда имеем подобную практику в реальной жизни. Так, игра Minecraft и ее обучающие модификации эффективно помогают детям усваивать школьную программу, а ролевые онлайн-игры MMORPG способствуют получению навыков социализации, финансовых отношений, а также организации всех видов деятельности и командной работы.
Совместное исследование специалистов Института психического здоровья при университете Дугласа и Монреальского университета показало, что у любителей поиграть в видеоигры улучшаются зрительные способности. Игра является для них тренажером и может автоматически улучшать фокусировку, с нарушениями которой часто связаны ухудшения зрения, а также контрастную чувствительность, благодаря которой мы можем различать детали при плохом освещении. Игры способствуют и улучшению координации движений. Их даже используют для реабилитации после травм и инсультов и рекомендуют пожилым людям для улучшения мозговых функций.
Откуда же взялось убеждение о губительном воздействии видеоигр? «Когда мы говорим о негативных последствиях компьютерных игр, то речь идет скорее о компьютерной зависимости, – комментирует семейный и детский психолог Светлана Филяева. – Зависимость отличается от увлеченности игрой. При компьютерной зависимости, как и при любой другой, человек начинает большую часть времени проводить за компьютером.
Появляются признаки социальной изоляции, отсутствие интереса к реальным контактам, физиологические изменения, такие как недостаток сна, плохое питание, отсутствие физической активности, снижение общего тонуса. Игра становится наркотиком». Например, известны случаи, когда игроки отказываются есть и даже не ходят в туалет, чтобы не отрываться от игры, – пользуются памперсами.
В Китае даже есть специальные лагеря для лечения компьютерных игроманов. Нередко родители привозят туда своих детей против их воли, например, предварительно дав им снотворное.
По словам Светланы Филяевой, такая зависимость возникает отнюдь не на пустом месте. Дети, подростки, молодые люди находят в игре то, чего им не хватает в жизни: успех и популярность среди сверстников, друзей, любовь. Часто в реальном мире они страдают от низкой самооценки, у них отсутствует контакт с родителями, нет увлечений, которые находились бы вне виртуальных рамок. Поэтому неудивительно, что они попадают в эту ловушку.
Психолог считает, что родителям гораздо легче предотвратить такую ситуацию, чем потом вытаскивать из нее сына или дочь. Для этого требуется не так уж много – контролировать, чем занимается ваше чадо, по возможности ограничивать время пребывания в виртуале, отслеживать его интересы, активно предлагать реальные занятия, которые вполне смогут конкурировать со стрелялками, квестами и бродилками. Не стоит полностью запрещать видеоигры, если пока не дошло до какой-то критической ситуации, но следует помнить, что во всем нужен баланс.
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Комментарии