Тема: «Среда обитания». Цель: показать детям их среду обитания – город, отличия их среды обитания от других: леса, луга (поля).
1. Выйти на улицу города и прислушаться: сколько звуков слышно? Что есть в городе для того, чтобы нам было удобно жить? Сколько домов видно с того места, где мы стоим? Сколько деревьев? Зачем нужны дороги? Транспорт? Кому все это нужно: нам или природе?
2. а) Перейти в другую среду обитания, например лес. Чем лес отличается от города? Сколько домов можно увидеть? Сколько деревьев? Почему мы не живем в лесу? Лес – это чей дом, чья среда обитания? Какие растения, каких птиц и животных мы видим? После перечисления растений обратить внимание детей на то, что все растения леса называют лесным растительным сообществом, а всех животных леса – лесным животным сообществом.
б) Игра. Попросите детей отыскать в лесу то, что записано на карточках:
То, что является мягким (твердым, шероховатым, гладким, грубым).
Норки, служащие жилищем животных.
Такие места в лесу, в которых больше всего (меньше всего) света.
Наиболее сухие (влажные) места.
Наиболее прохладные и теплые места (используется термометр).
Три свидетельства присутствия насекомых.
Найдите то, что не является принадлежностью этого местообитания, например мусор. Уберите его!
В конце урока дети сравнивают находки.
3. а) Перейдите в другую среду обитания, например в поле или на луг. Снова вслушайтесь и всмотритесь: чем отличается эта среда обитания от предыдущих? Что входит в состав полевого животного сообщества? Все, кого мы встретили в городе, лесу, поле, – наши соседи по планете. Много ли их?
б) Игра «Трава. Стебель». Поищи траву:
Зеленого и красно-коричневого цвета.
Разной высоты: а) выше твоих бедер; б) не достающую тебе до колен; в) не достающую тебе до щиколотки.
С самым толстым, тонким, длинным листом.
Различной структуры (блестящую, ворсистую, с иголками, царапающуюся).
Без семян.
С различными соцветиями.
С объеденными листьями и с насекомыми на ней.
При сборе травы не забывайте, что ее можно рвать там, где много травы этого вида.
Основной вывод: наука экология занимается изучением дома, взаимосвязей в природе, условий жизни человека и всех наших «соседей» по планете. Совокупность растений данной местности называется растительным сообществом; совокупность животных данной местности называется животным сообществом.
Татьяна ГАНИЕВА, учитель начальных классов, школы № 1981, Москва
Комментарии