search
main
0

Игротеха – это и потеха, и уму не помеха

Вместе в мир открытий

Развитие современного мира происходит так стремительно, что первые шаги в науку ребята делают уже в дошкольном возрасте. Это происходит потому, что стремление наблюдать и экспериментировать, познавать окружающий мир – важнейшие черты естественного детского поведения. Чего стоят только бесконечные детские «почему?». «Почему солнышко светит?», «Почему кот жмурится?»…

Однако в дошкольном возрасте детям сложно самостоятельно, без помощи взрослых, добывать знания, поэтому мы обязательно должны развивать природную потребность ребенка в познании, совершенствовать его исследовательские способности.

На современном этапе развития российской системы образования ФГОС дошкольного образования говорит о «необходимости формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми…». Проектная деятельность помогает формировать эти качества в наших воспитанниках, поэтому с каждым годом растет количество педагогов-дошкольников, использующих ее в своей работе.

Я расскажу о практическом опыте своей работы в команде педагогов-единомышленников. Мы успешно используем метод проектов более 7 лет. Тематика проектов наших воспитанников очень разнообразна. Идеи для них возникают из детских «почему?», иногда их подсказывают взрослые. Возможность выживания современного человека в дикой природе, поиск потомков динозавров и даже использование альтернативных источников энергии – вот лишь некоторые из них. Дошколята познают элементарные явления и законы природы, размышляют о проблемах современного мира и предлагают свои пути их решения.

Наши воспитанники не раз становились лауреатами и победителями различных московских и российских конкурсов и фестивалей («Я – исследователь», «Юные техники и изобретатели», «Мир глазами юного исследователя», «Юные экологи Москвы», «Леонардо», «В науку первые шаги»). Представляя свой проект, ребята увлеченно рассказывают о своих исследованиях, демонстрируют результаты своей работы (макеты, игры-самоделки). Такие творческие презентации помогают приобрести дошкольникам первый опыт публичных выступлений, а этот навык обязательно пригодится им в школе.

Для нас очень важно формировать у дошкольников не только целостное восприятие мира, связав воедино различные области знаний и виды деятельности, но и соединить в коллективной работе детей с разными познавательными потребностями. Мы стараемся, чтобы каждый из них нашел применение своим способностям и интересам в проекте, объединившись в творческие группы. Например, исследователи собирают полезную информацию, экспериментаторы изучают явления природы и показывают опыты, строители создают макеты, а докладчики рассказывают о нашей общей работе на конференциях и фестивалях. Работая над проектами, педагоги вместе с детьми приобретают новые знания, помогают друг другу.

Большую помощь нам оказывают родители воспитанников, помогая в подборе и изучении литературы, интернет-ресурсов. Они размышляют, конструируют, рисуют, а в целом проводят много времени вместе со своими детьми. Благодаря такому взаимодействию дети стали понимать, что существует много источников информации, которые можно и нужно использовать.

Мы считаем, что проектно-исследовательская деятельность вызывает устойчивый интерес наших воспитанников, помогает им создать реальный продукт – то, что можно потрогать, показать и поиграть. А это очень важно, так как игра была и остается ведущим видом деятельности дошкольников.

Одной из интересных работ в этом направлении является проект «Чудеса своими руками». Его авторами стали воспитанники старшей группы «Дружная семейка». Однажды кто-то из детей принес магнитный конструктор, и возникла идея: смастерить для своей группы настольные игры и игрушки, которые помогут ребятам не только весело провести время, но и ознакомиться с удивительными свойствами магнита. Так началась работа над проектом.

С чего же начать? В группе есть специальные карточки-подсказки, которые помогают получать новые знания: «Подумать», «Спросить у взрослого», «Узнать из книг», «Поможет компьютер», «Посмотреть телевизор», «По­наблюдать», «Поэкспериментировать». Ребята стали искать необходимую информацию. Педагоги рассказали детям о магнитах, провели наблюдения за некоторыми их свойствами. Вместе с родителями они прочитали книги, материалы Интернета, посмотрели видеофильмы.

Современных дошколят интересуют такие сложные вопросы устройства окружающего мира, что порой наших знаний и возможностей не хватает, чтобы удовлетворить их интерес, поэтому мы решили обратиться за помощью к старшеклассникам школы, а именно к ученикам инженерного класса. Во-первых, исследовательская база школы гораздо шире, чем у дошкольников. Во-вторых, ребята могут стать хорошими наставниками, так как в силу своего возраста они ближе к воспитанникам дошкольных групп.

Ученики инженерного класса с большим энтузиазмом откликнулись на приглашение и пришли в гости к малышам со специальным оборудованием для проведения опытов с магнитами. Они показали дошколятам магниты разной формы и предложили определить их силу опытным путем. Затем проверили, какие предметы может притянуть магнит. Для наглядности составили вместе с ребятами таблицу, в которую вносили результаты исследования. Детям так понравился этот опыт, что они проверили потом в группе и всю мебель, и игрушки, и посуду. Рассказали старшеклассники о действии магнита через препятствия, о технике безопасности при работе с магнитами.

Беседа проходила в форме диалога, и наши гости были удивлены тем, что дошколята знают так много о магнитах, их свойствах и даже имеют понятие о магнитных полюсах. Но тем интереснее была встреча, потому что говорили они о понятных друг другу вещах. Малышам очень понравились опыты с магнитными полями и особенно заинтересовала тема применения магнитов в повседневной жизни.

В результате встречи наши воспитанники узнали многое о магнитах, и теперь можно было приступать к изготовлению игр и игрушек. Идеи для них подсказали педагоги и родители, а также будущие инженеры, которые побывали у нас в гостях. Дошколята рисовали, приклеивали, вырезали и соединяли различные части самодельных игр. В каждой игре и игрушке были использованы изученные свойства магнита.

В группе было решено провести игротеху. Игротеха – это игра и потеха, то есть сеанс познавательных игр и развлечений. Участники проекта рассказывали о том, как играть в самодельные игры, объясняли, почему происходит то или иное явление или движение.

Подводя итоги, надо отметить, что наш проект оказался результативным и многогранным. Дошколята вместе со взрослыми приобретали новые знания, помогали друг другу. И для нас, педагогов, стало важным, что мы были не просто авторитарными руководителями, а первыми среди равных участников проекта!

В процессе работы сложилась единая команда, способная творчески взаимодействовать и решать различные задачи не только в рамках одного конкретного проекта, но и в образовательном процессе в целом.

Елена ЯКОВЛЕВА, педагог дополнительного образования школы №1194

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте