Закончились каникулы, начались учебные будни. С каким настроением учитель приходит в школу, что его волнует, что заботит? Это всегда интересно узнать из первых уст. Правда, те, кто согласился поделиться размышлениями, не захотели упоминания своих имен, поэтому предположим, что перед нами среднестатистические представители педагогического сообщества Петербурга.
Итак, о чем же тревожится, к примеру, директор школы? На его взгляд, проблема в дефиците молодых кадров. «На днях я спросила выпускницу одного из факультетов старейшего педагогического вуза Петербурга, сколько человек с их курса пойдут в школу. Девушка ответила: «Я одна». Школа сегодня открыта, поэтому молодежь знает и о зарплате учителя, и о нагрузке, и о проблемах с детьми и делает определенные выводы. Многие студенты еще не пробовали работать, но, побывав на практике, понимают, как это сложно, поэтому не рассматривают школу как место работы», – сетует руководитель образовательной организации.
Следующий собеседник – учитель начальных классов. Он уже который год ждет изменения… отношения к школе. Со стороны государства, общества, родителей. По мнению педагога, несмотря на извлечение из Закона «Об образовании в РФ» термина «образовательная услуга», в целом кардинальных перемен нет. «Пока родители понимают, что любые их высказывания, претензии, даже безосновательные, поддерживаются, они будут себя вести соответственно. Как в бизнесе клиент всегда прав, так и в школе – родитель всегда прав. Сегодня от ребенка можно услышать то, что родители говорят дома об учителе, и это нелицеприятные вещи. Дети не стесняются такое повторять, мало того, могут даже пригрозить. Это неправильная установка», – считает педагог, прослуживший в школе более 25 лет.
Для заведующей детским садом острой проблемой видится катастрофическая нехватка младшего обслуживающего персонала, то есть помощников воспитателя. Чтобы привлечь и заинтересовать людей, необходимо пересматривать вопросы зарплаты. Например, сегодня зарплата нянечки составляет 21500 рублей. Как говорит руководитель детского сада, выкручиваться вынуждены за счет повышенной нагрузки на тех, кто есть, а при нынешней большой наполняемости групп это тяжело. Поэтому приходится буквально держаться двумя руками за ценных сотрудников.
Воспитатель детского сада в свою очередь отмечает, что трудности были и продолжают существовать во взаимодействии с родителями детей. Мнение педагога для некоторых из них неавторитетно, к нему не прислушиваются, не выполняют его требований. Кроме того, с детьми очень мало занимаются дома: не играют, не читают, не разговаривают. К примеру, воспитатель как-то спросила ребят старшего дошкольного возраста, кому из них на ночь читают книги. Из 20 детей только 3 подняли руки. Отсутствие семейного тепла отражается на поведении малышей: они стали агрессивнее, норовят друг друга ударить, толкнуть.
Кадровым вопросом наряду с предыдущими коллегами озабочена и директор технического колледжа. Правда, здесь проблема не в том, что не приходят работать, а в том, что, поработав, уходят, хотя в среднем зарплата преподавателя в системе СПО Петербурга 60‑70 тысяч рублей. Однако, по словам руководителя колледжа, люди не ожидают, что придется выполнять такой большой объем работы. «Идет учебный процесс, и вдруг новая вводная. Только с ней справился, другое требование. Это напоминает игру в пинг-понг: один мяч отбил, летит второй. По сути, вдумчивой, кропотливой работой заниматься некогда, и люди просто не выдерживают», – поясняет директор колледжа.
Пожалуй, только один представитель педагогического сообщества не был настроен пессимистично. Так, директор Дворца творчества детей и молодежи заметила, что дополнительное образование сегодня в приоритете, поскольку воспитание выходит на первый план. К тому же детские дворцы творчества, клубы – это те учреждения, куда ребята ходят не потому, что нужно, а потому, что хотят. Здесь представлены все виды деятельности, и можно попробовать себя в разных направлениях. Ты успешен по отношению к самому себе, а не в сравнении с кем-то, и часто ребенок именно в дополнительном образовании находит то, что в дальнейшем станет его профессией.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии