В спорах о телесериале «Школа» преобладает проблема: так бывает или так не бывает? Но в жизни все бывает. И каждый учитель мог бы рассказать более чем крутые эпизоды из школьной жизни. Но меня лично волнуют не столько школьные эксцессы, сколько система ценностей и координат современного нашего ученика.
В 2007 году «Учительская газета» опубликовала обширный материал социологического исследования «Духовно-нравственный мир московских одиннадцатиклассников». Так вот, тринадцать процентов опрошенных считают, что «ради личных проблем можно пренебречь приличиями, нравственными нормами». И еще треть затрудняются с ответом на этот вопрос. Каждый третий уклонился от ответа и на вопрос «Как вы оцениваете «правило»: делать лишь то, что сулит личную выгоду?». А 14% однозначно ответили, что они будут делать только так. На мой взгляд, все серьезнее и горше, чем тот отвар из эксцессов, который нам предложил телесериал (может быть, правда, только в первых сериях?).
Для меня здесь главное в другом. Если в фильмах «Доживем до понедельника» или «Чучело» меня волнует судьба их героев и захватывает игра актеров, то в телесериале «Школа» во мне не откликается ни одна из судеб, которые я увидел на экране. И я не вижу в сериале ни одной яркой актерской работы. Да и играть здесь нечего. Ведь на экране не живые, полнокровные, сложные персонажи, а маски-клише, маски-стереотипы расхожих представлений. Вот клише неодухотворенной, но все выучивающей отличницы, вот клише пьяницы-отца, вот клише секс-бомбы девятого класса, вот клише неумного, но самоуверенного преподавателя обществознания. И так все на уровне расхожих, банальных представлений. Единственное, что меня волнует, и как характер, и как актерская работа, – это учитель литературы в исполнении Елены Папановой. Здесь драма учителя, который чувствует, что он не так работает и не так преподает, но работать по-другому уже не может. Короче, для меня этот сериал не имеет никакого отношения к искусству (если вообще телесериал – это вид искусства).
Но это провокация, которая, возможно, заставит нас задуматься над тем, что же на самом деле происходит в школе и как опасны те слюни и сопли, с которыми так часто изображают жизнь (думаю, что реакцией на них и вызван этот сериал).
Что же касается административного стремления закрыть, снять с экрана, запретить, то я слишком хорошо, в том числе и по собственной судьбе, знаю, к чему это приводит.
Лев АЙЗЕРМАН, учитель московской школы №303
Комментарии