search
main
0

Играть или учиться?

Что значит для маленького человека поступление в школу? Это ступень к взрослению и обретение нового статуса ученика. Однако в последнее время появляется все больше дошкольников, которые не хотят идти в школу. Да и большинство тех ребят, которые пришли в первый класс с радостью и надеждой, уже через несколько недель теряют интерес к учебе. Почему это происходит?

Требования к ребенку, поступающему в первый класс, чрезвычайно завышены. От него требуется умение читать, писать, считать и вообще все знать. Мы уже забыли, что несколько десятков лет назад ребенок приходил в школу, не зная даже букв, и при этом успешно справлялся с программой. Родители и педагоги начинают забывать, что прежде всего ребенок должен уметь думать, общаться, быть внимательным и отзывчивым, обладать навыками самодисциплины, по-разному подходить к решению одной и той же задачи и т.п. Именно эти качества позволяют быстро и безболезненно адаптироваться в школьной обстановке и успешно учиться. А дошкольное детство – это прежде всего игра, и именно в игре ребенок познает мир, учится решать различные задачи, развивается. Мы же видим, как у ребенка отнимают игру и начинают учить по-школьному уже в детском саду. Детский сад перестает выполнять свои функции и превращается в школу. В результате уже в первом классе ребенок теряет интерес к учебе и, как ни странно, начинает отставать в развитии. В первые месяцы «подготовленный» к школе малыш, во-первых, не узнает почти ничего нового, во-вторых, не развивает свои умственные навыки, не учится решать задачи, становясь «умственным ленивцем», в-третьих, привыкает хватать звезды с небес совершенно без усилий, что проявляется только при переходе в среднюю школу, когда запас знаний заканчивается и требуется думать.

Попав в школу, ребенок сталкивается со множеством ограничений: нельзя разговаривать на уроках, бегать, нужно делать совсем не то, что хочется… Он не может сразу переключиться на учебную деятельность, на это уходит не один месяц. Младшие школьники устают, не справляются с заданиями, становятся раздражительными и неуправляемыми. Часто на уроках в первом классе можно увидеть разнообразные игрушки, например, мячики, машинки.

Спросите любого учителя, какое поведение учащихся мешает ему вести урок. Один невнимателен, разговаривает или «спит» на уроках, другой играет, мечтает, отвечает невпопад, третий слишком эмоционально реагирует на замечания учителя, не умеет слушать других, четвертый чрезмерно подвижен, пятый излишне чувствителен или безразличен к неудачам и т.д. Подобные формы поведения обычно бывают вызваны ошибками в воспитании ребенка на самых ранних этапах развития.

Неудачи, возникшие в самом начале обучения, могут приобрести угрожающие размеры и даже испортить жизнь растущему человеку. Ребенок начинает думать, что он неудачник, глупый и неспособный от природы, и перестает предпринимать какие-либо усилия для преодоления сложившейся ситуации. А ведь существует очень эффективный способ снять негативные проявления адаптивного периода. Мы можем использовать особенности возрастного развития, вместо того чтобы бороться с ними. Конечно, после резкой смены обстановки (детский сад – школа) трудно сразу вырвать ребенка из игровой деятельности и погрузить его в чуждую ему учебную. Но этого делать и не нужно. Использование на уроках игр снимает у детей стресс, вызывает интерес и положительное отношение к выполняемой задаче, улучшает общую работоспособность и направляет ресурсы ребенка в учебную сферу. Другими словами, игра обеспечивает первый и, возможно, главный этап обучения – мотивационный.

Развивающие и дидактические игры в детском саду дают ребенку те знания, которые требует от него школа при приеме в первый класс. И происходит это не в учебной форме, а в игровой, то есть именно в той, которая является приоритетной для дошкольника.

Опираясь на эти принципы, издательство «Дрофа-Медиа» разработало комплекс развивающе-обучающих игр для детского сада и начальной школы. Их можно использовать при объяснении новой темы, для проверки уровня знаний детей, для снятия усталости на последних уроках, для повторения материала в группе продленного дня и т.д. Например, игра «Прятки с буквами» (серия «Дидактическое лото») знакомит с основными орфограммами из курса начальной школы, «Веселый счет» – помогает развить навыки устного счета, «Мы делили апельсин» – учит находить и составлять обыкновенные дроби, «Кто чей малыш?» – знакомит с животными и их детенышами. Принцип лото позволяет вовлекать в игру большие группы детей.

Еще одна серия игр – электровикторины – увлекает детей самого разного возраста. Ребята могут играть индивидуально или в группах, самостоятельно проверяя себя: при правильном ответе на вопрос загорается лампочка и звучит музыка. Электровикторины «Скоро в школу», «Смекалочка» помогут определить уровень знаний ребенка и провести тестирование ребенка перед поступлением в школу. Для тех, кто начинает изучать иностранные языки, станут незаменимыми другие игры серии – «English» и «Deutsch». С особенностями различных животных знакомит игра «В мире животных», любителям истории будет интересно ответить на вопросы викторины «История древнего мира».

Учителя могут возразить, что на использование игр как дополнительной методики у них нет времени: программы необъятны, дети и так перегружены. Однако опыт применения игр в общеобразовательных школах в разных регионах России показал, что время освоения новых тем сокращается за счет более продуктивного усвоения материала. В работу вовлекаются самые трудные ученики, которым не под силу работа в обычных условиях.

Использование на уроках развивающе-обучающих и дидактических игр создает учебную мотивацию, позволяет воспитать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими и активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.

Ирина МАМАЕВА, детский психолог, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте