Наталья Царькова, руководитель Центра игровой поддержки ребенка прогимназии №1762 – ресурсного центра «Мой садик дома», обладатель гранта Правительства Москвы в области наук и технологий в сфере образования: В настоящее время в дошкольной педагогике предложены различные новые организационные формы: группы кратковременного пребывания, лекотеки, службы ранней помощи, одна из форм – центры игровой поддержки ребенка. Поэтому перед специалистами стоит задача создания продуманной, отвечающей современным требованиям предметно-развивающей среды.
Содержит зоны для музыкально-ритмических занятий, зоны для слушания музыки, театрально-игровую зону. На удобной стойке под подоконником располагаются атрибуты. Мы отдаем предпочтение народным инструментам-забавам: бубенцам, ложкам, дудочкам, трещоткам и так далее. оборудован синтезатором, музыкальным центром, фонотекой для детей раннего возраста.
Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия. Нельзя допустить депривации деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а влечение занять себя может приобрести компенсаторное не в лучшем смысле этого слова направление, поэтому создание предметно-развивающей среды – важнейшее условие благоприятного развития ребенка. Значимость социальных условий, складывающихся в первые годы жизни, развивающее влияние окружающей среды заставили нас очень внимательно подходить к выбору своевременного интерьера и дизайна внутренних помещений, оборудования, мебели, игрушек, пособий для малышей.
При организации предметно-развивающей среды мы опираемся на такие принципы, как:
– принцип обеспечения охраны жизни и здоровья детей достигается надежностью и безопасностью материалов, использованных в оформлении помещения, выбором мебели, исключающим случаи падения с высоты, выпадение элементов конструкций, удары и ушибы в результате их неустойчивости, травмирование об острые углы, соответствие мебели эргонометрическим возрастным показателям;
– принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия определяется выбором цветовой гаммы оформления помещений, в интерьере использованы пастельные размытые тона, соответствующие природному ландшафту, сочетающиеся с напольными покрытиями, яркими гардинами, выполненными по индивидуальному проекту, наличием уголков уединения (домики, зона отдыха для родителей, педагогов и так далее);
– принцип дистанции достигается возможностью организации занятий на ковре, регулированной по высоте мебелью;
– принцип активности определяется доступностью игрового материала, ребенок может сам активно взаимодействовать с мамой и с детьми (покататься с горки, повеселиться в сухом бассейне, почитать книжку и так далее);
– принцип стабильности и динамичности возможен благодаря зонированию пространства, вариативности использования мебели и игрушек-трансформеров;
– принцип открытости обществу достигается использованием информационных стендов, возможностью организации методической работы со специалистами, просветительской работы с родителями, совместной работы с телевидением;
– принцип преемственности традиций включает использование народных, традиционных игрушек, костюмов, игр, забав, праздников, досуговых мероприятий; организовывая центр, мы учитывали опыт работы, создавали уникальный современный интерьер и удобный уголок развития для малышей и их родителей совместно с профессионалами-дизайнерами.
Пространство центра включает в себя 4 модуля:
– модуль игровых занятий;
– модуль для свободной деятельности детей;
– модуль методической поддержки;
– бытовой модуль.
Центр развивающих игр
Пространство разделено на несколько игровых полей: зону для групповых занятий на ковре, зону для формирования предметной и процессуальной игры, сенсорного развития, предметной деятельности по инициативе ребенка.
Центр художественного развития
Включает в себя зону для групповых занятий, зону для индивидуального творчества, игровой уголок, выставку творческих работ. В зоне для групповых занятий большое значение имеет организация пространства таким образом, чтобы каждый малыш был в зоне тактильной досягаемости педагога, в этом нам помогают столы в форме подковы, регулируемые по высоте ножки столов и стульев. Особое внимание следует уделить стульям, так как в раннем возрасте детям для достижения сосредоточения необходима некоторая фиксированность позы, поэтому мы используем стульчики с подлокотниками.
Центр двигательной активности
Включает в себя игровое пространство для высокой подвижности и зону для формирования основных движений: шведская стенка, дуги для лазания, кочки для развития тактильной чувствительности, модуль-трансформер «Луна» для развития двигательных навыков, мячи «прыгунки», а также для релаксации и парных упражнений с мамой используются удобные маты-апельсины.
Центр музыкального развития
Содержит зоны для музыкально-ритмических занятий, зоны для слушания музыки, театрально-игровую зону. На удобной стойке под подоконником располагаются атрибуты. Мы отдаем предпочтение народным инструментам-забавам: бубенцам, ложкам, дудочкам, трещоткам и так далее. Центр музыкального развития оборудован синтезатором, музыкальным центром, фонотекой для детей раннего возраста.
Центр психолого-педагогической поддержки
Включает в себя элементы сенсорной комнаты: «водную колонну», кресло «мягкая среда», которые удобно используются для проведения релаксации, артикуляции и ручного массажа. Кабинет оборудован дидактическим столиком для формирования предметных действий: досками для втыкания втулочек, прокатывания и бросания шариков, нанизывания колечек, дифференциации предметов по цвету, величине и форме. С помощью дидактического столика мы организуем игру малышей «рядом». Центр оборудован «уголком ряжения», это: сундучок с различными атрибутами костюмов (шапочками, масками, шляпками, галстуками, бусами и так далее) и зеркалом в полный рост ребенка. Этот уголок используется в работе по социализации ребенка, формированию положительного взаимодействия с близким взрослым и сверстником.
Модуль для свободной деятельности
Включает холл, где созданы условия для эмоционально-практического общения детей раннего возраста, батут, горки, игрушки, предполагающие взаимодействие нескольких детей: качалки, качели, карусели, крупногабаритные трансформирующиеся модули (мягкие, геометрические фигуры разного цвета), комплексы для игры с водой и песком. Дети на этапе адаптации к новым социальным условиям иногда нуждаются в некотором уединении, поэтому у нас есть домик из мягких модулей, в котором ребенок может отдохнуть от взрослого окружения, постоянной опеки, от других детей. Для этой же цели предусмотрены тумбы-трансформеры, выполненные по индивидуальному заказу, с одной стороны, они служат для отдыха родителей с детьми, с другой – это забавные норки-тоннели для малышей.
Модуль методической поддержки
Включает методический кабинет, приемную, типографию. Методический кабинет оборудован интерактивной доской, пультами для голосования. В кабинете проходят семинары для специалистов округа и города, педагогические часы для сотрудников ЦИПРа, лекции, тренинги для родителей.
Типография
Оборудована всем необходимым: многофункциональным устройством, ламинатором, брошюровальной машиной, линией для складывания буклетов, что позволяет педагогам выпускать свою печатную продукцию – сборники игр для специалистов и родителей, буклеты с информацией о работе ЦИПРа и многое другое.
В приемной родители могут получить информацию о работе ЦИПРа, просмотреть презентации, фильмы на большом плазменном экране. Также в холле есть удобная стенд-стенка с магнитными нишами, где мы организуем выставки детского творчества, информируем родителей о наших достижениях (тут помещены дипломы и награды), тут же представлена подборка методической литературы для родителей и литературы для чтения детям раннего возраста.
Бытовой модуль
Включает раздевалку. Учитывая, что наш центр посещают не только дети, но и родители, тут есть ящички для вещей, выполненные по индивидуальному заказу, они имеют отделение как для вещей ребенка, так и для вещей взрослого. Центр оборудован взрослым и двумя детскими туалетами, рядом с кабинетом художественного развития есть гигиеническая комната с маленькими раковинами. Здесь дети, подражая друг другу, учатся навыкам самообслуживания, привыкая к опрятности и личной гигиене. Также мы располагаем комнатой психологической разгрузки для педагогов, где сотрудники могут отдохнуть в перерывах между занятиями, в удобной непринужденной обстановке обсудить текущие рабочие вопросы.
За пять лет работы первого Центра игровой поддержки ребенка были разработаны режим, формы и принципы организации занятий, сложились традиции, определены критерии организации предметно-развивающей среды в условиях ЦИПРа с учетом специфики работы. В 2008 году мы стали ресурсным центром совместного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Надеемся, что наш опыт будет полезен всем.
Комментарии